Наблюдая за детьми своей группы, я невольно начинаю "перелопачивать" материалы разных авторов на тему кризиса трех лет. Ищу новое в хорошо забытом старом Уважаемые родители! Постараюсь здесь сделать "выжимку" для анализа и успешного преодоления этого явления в жизни ваших детей.
просьба излишне в теме не флудить, все по существу...
Возраст после двух лет нередко становится возрастом необъяснимого упрямства и негативизма. Это очень важный период в развитии малыша.
В период кризиса трех лет малыш осознает себя и стремится к самостоятельности. Он впервые открывает, что он - такой же человек, как и другие, например, как и его родители. Одним из проявлений этого открытия является появление в его речи местоимения «Я». До этого ребенок говорит о себе только в третьем лице либо называет себя по имени.
Новое осознание себя проявляется в стремлении подражать взрослым, имитировать их поведение и пытаться различными способами утвердить свое равенство с ними.
У ребенка начинает формироваться воля, которую называют «автономией» или независимостью. Дети не хотят испытывать излишний контроль со стороны взрослых и стремятся сделать самостоятельный выбор во многих, даже незначительных ситуациях.
Если родители заметили этот момент и поняли, что пора перестроиться и изменить прежнее отношение к ребенку, кризис трех лет может пройти достаточно гладко и безболезненно. В том случае, когда между родителями и ребенком до этого были теплые, дружеские отношения, а в семье царила доброжелательная атмосфера, родители даже удивятся, если им кто-то скажет, что их ребенок находится на сложном этапе развития. Но если родители не осознали, что прежние методы общения с ребенком уже не актуальны на новом возрастном этапе, то ребенок может превратиться в совершенно неуправляемого маленького тирана. (с)
Что-то последние 4 дня моего сыночка как будто подменили: раньше вечером спать спокойно укладывался, а теперь по часу уложить не могу - все болтает-болтает о чем-то (говорит не очень хорошо, поэтому непонятно), с горшком периодически возникают проблемы ( хотя я уже и думать забыла о мокрых штанишках), воспитатель говорит, что в садике сынуля стал капризничать, хотя с горшком и дневным сном в садике проблем нет. Воспитатель "обвиняет" в такой смене поведения неблагоприятные погодные условия, а у меня закрадывается мысль - может у нас уже наступает кризис трех лет ( сынуле сейчас 2 г 2 мес)?
Нам почти 3, 5 года. Кризис трёх лет проходит гладко, безболезненно, с обеих сторон. В праве выбора всегда дочке разрешаю выбирать (как и учили в педе), в любой мелочи. Блюда на выбор, одежда на выбор, игрушка на выбор. Но не так, как ты хочешь, а с ограничением, из 2 предметов, вот так, к примеру. На завтрак ты будешь есть картошку или макароны, сейчас мы пойдём на прогулку, ты какой комбенизон оденешь:голубой или розовый (у нас их по два на все сезоны), сапожки так же предлагаю на выбор из 2. Игрушки в магазине тоже, примерно по одинаковой стоимости, на выбор, но никак не 2, а только 1. Маринка уже к этому привыкла, много и не просит. Покупаем сладости, предлагаю тоже из 2 на выбор. Собираемся на прогулку, с Маринкой договариваемся, куда мы пойдём. что сегодня купим, или просто погуляем на площадке, или пойдём в гости, и так почти во всём. стараюсь считаться, у нас нет истерик, не кричит Я. Но ещё большую роль играет, то, что мы не ходим в садик, дочка очень много времени проводит со мной, и особо подражать некому. Но, замечаю, что мне подражает очень много, схватывает всё на лету, иногда такое скажет, что я сразу начинаю вспоминать, когда я такое сказала. может и сказала один раз. а она уже и запомнила. Не нравится мне то, что взрослых наших друзей, знакомых может назвать по имени, вот так: Мама, а мы сегодня пойдём к Наташке, позвони Мишке, и папу иногда тоже может назвать Сашкой, и при этом иногда может засмеяться, а иногда даже и не заметит. Но меня Иркой или Ирой никогда не называет, всегда мама или мамочка. Стараюсь ей, конечно, объяснить, что это не хорошо, так называть нельзя взрослых, но сама иногда при ней забываюсь и могу так назвать, а она подражает. А так в остальном кризиса трёх лет не наблюдаю, хотя много очень читала про этот возраст, и переживала, как он пройдёт, но пока всё гладко.
Сообщение отредактировал marusa - Четверг, 05.04.2012, 11:40
marusa, я извлекла для себя некоторую важную информацию, спасибо!
Quote (maxим)
местоимения «Я»
у моей дочи появилось где-то в1,6. точнее она стала говорить-Я сама!(до сих пор так) ещё у нас такая фишка-"а Я хочу!"(особенно когда говоришь ей, что это нельзя!)
Да, выбор- хорошо, когда есть возможность. А когда старшая опаздывает на тренировку или в школу из-за "кризиса" и "выбиранием" младшей, вот тогда все теории уходят на второй план. И начинается жестокая реальность-надо и всё..
Воооот, об этом расскажите, как справляетесь когда нет времени, к примеру? Ибо мы в начале кризиса пойдем в сад и я реально понимаю, что по утрам это будет: "Давай быстрее!"
У нас кризис начался в марте , ощутили прям в один день когда дочка сказала -" в сад не пойду" и сказала ,что ей виднее ,ходить туда или нет . Теперь каждое утро у бабушек и дедушек начинается с валидола , заканчивается тоже им . Стала вредная привредная , договориться , как раньше совсем не получается . Мне даже переходный возраст старшей , кажется совсем милым и вовсе не переходным.
Ох,как же мне все это знакомо! последние 3 месяца ребенок был очень капризным,постоянные слезы,истерика до рвоты-думала с ума сойду,терпела из последних сил...Но вот уже пару дней вижу как мой сынуля-капризуля становится мужчинкой-это так приятно
Я тут передачу на тему кризиса трёх лет посмотрела и стало мне совсем страшно Такое ощущение, что у нас с рождения уже трёхлетний кризис Что-то заставить делать нереально было всегда. Всё только по своему и желательно сам. А сейчас наоборот хоть иногда, но договориться можно, стал прислушиваться к объяснениям. Мне что ж теперь ухудшения ждать? Или мы этот кризис уже прошли? По возрасту-то вроде ещё рановато ему закончится.
А у нас кризис начался еще в 2 года. Тем летом были вешалки! На улицу выходила с ней гулять, как на каторгу. Постоянное валяние на земле, в лужах, пыли, грязи: где стоит, там и падает. Причем причины банальные: другой ребенок не дал СВОЮ игрушку, заняты качели, надо ждать, когда остановится карусель. Да просто, если надо чего-то ждать: истерика! Я банально отходила в сторону и ждала, когда она встанет. Но при этом все окружающие глазели на нас: вот надо было терпение. А наш папа это не выдерживал: начинал на нее громко шипеть. Сейчас вроде полегче стало. По крайней мере падать на пол стала намного меньше. А может это не кризис, а банальные истерики? Но сейчас уже можно договориться (не всегда конечно), но можно. И мне очень нравиться, когда она говорит: я сама. А вот на счет выбора: это действительно не всегда можно осуществить.
Quote (Chirish)
Воооот, об этом расскажите, как справляетесь когда нет времени, к примеру?
Как справляемся? Не успела-в каком виде была, в том и пошла. Мало кому захочется без туфель или юбки из дому выходить. Это с младшей. Хотя здесь было всё:укладывание на асфальте, выставление из машины(за капризы в дороге), выход на "шпильках" до машины...Та ещё актриса. Но с ней было проще:уступи ей полшага, и она сделает то, что тебе нужно. Со старшей было так:Говорит:"я сама лучше знаю. Хочу опаздываю, хочу нет... Ни вопрос, но если ты позиционируешь себя как взрослая, то взрослые и воспитанные люди всегда извиняются за опоздание. Будешь извиняться сама." В результате на тренировку пару раз приезжали так, что времени хватало, чтобы только зайти, поздороваться, извиниться, через минуты 3 заканчивалась тренировка и мы ехали домой на другой конец города. Хорошо муж понимает ценность воспитательного момента. Сейчас ей 9 лет, в третьем классе. За всё это время опоздали ну может быть пару раз. И то по нашей(родительской) вине. И так до сих пор. Словами её воспитывать бесполезно.Принимает только ситуации, меняется и адаптируется только под смену условий. Поэтому постоянно приходится "ломать голову", как изменить условия.
Добавлено (05.04.2012, 12:35) --------------------------------------------- Алиса, Во по поводу "а я хочу". я всё время отвечаю:"Желание-это замечательно,оно заставляет что-то делать.. все чего-то хотят. Вот я сейчас хочу мороженое с клубникой. У тебя есть в кармашке мороженое с клубникой?". Ребенок начинает искать, естественно не находит. Потом удивляюсь:как у тебя нету мороженого в кармане? а что там? и т.д Разговор переводится на другую тему.
о поводу "а я хочу". я всё время отвечаю:"Желание-это замечательно,оно заставляет что-то делать.. все чего-то хотят. Вот я сейчас хочу мороженое с клубникой. У тебя есть в кармашке мороженое с клубникой?". Ребенок начинает искать, естественно не находит. Потом удивляюсь:как у тебя нету мороженого в кармане? а что там? и т.д Разговор переводится на другую тему.
и у нас подкрадывается кризис трех лет. непонятное настроение. таааак меняется! на глазах! Я ХОЧУ САМА это три главных слова, и попробуй что не так сделать... то укладывается за 5 минут, то по часу лежит и говорит, и чтобы я была рядом. когда папы нет-где папа, когда меня нет-где я..без меня вчера так и не легла, еле успела, пока она с 9 до 10 весь дом на уши не подняла не знаю как справляться( сил уже нет никаких( что же будет дальше.... вот хочу так, и больше никак, и всё тут....
моя пока своего не получит, не успокоится - или будет по её, или приходиться идти на компромисс,а иногда вообще не слышит,что ей говорят (это уже истерика)
Lis, все пройдет, поверь Девочки есть хорошая книга Психологические эффекты в практике педагога (но мы же все домашние педагоги) автор Валерий Витальевич Васильев. она о том, какую позицию занять в отношении разных вопросов воспитания взрослому, чтоб все остались довольны если кому надо, могу дать почитать
Я всегда даю альтернативу, никогда не заставляю делать то, что хочется только мне, и главное - учу договариваться. Общаюсь с дочкой так, как бы мне хотелось, чтобы общались со мной. Все считают, что я слишком добрая, нестрогая в отношениях с дочкой, а мы просто всегда находим компромисс, нам нет надобности ругаться (не всегда все так гладко, но такова картина в целом). Нельзя рисовать на обоях! Возьми альбом. У меня нет сейчас того, что ты хочешь, но я могу предложить тебе это или это. Когда уж слишком невыносимо, я говорю "Станислава, я сейчас начну кричать и ругаться - ты хочешь этого? Думаешь, так нам будет приятно общаться?" Если начинается истерика, даю возможность ей поплакать, абсолютно не реагирую, отвожу в комнату, сама ухожу на кухню. Обычно она первая приходит и говорит "Пасти" (прости) Пока все это срабатывает. Хотя нам нет пока 3х лет, возможно, позже будет гораздо сложнее.
Сообщение отредактировал Koshka - Пятница, 06.04.2012, 03:56
Koshka, у нас с мелкой тоже примерно такие же взаимоотношения, но мне многие говорят, что я её балую, и разрешаю ей слишком много, но я не считаю, что Маринка у нас сильно избалованная. Когда она говорит :"Я сама!!!" Да, пожалуйста, делай сама, и жду (благо, почти всегда располагаю временем - ждать). Если у неё получается сделать то, что она хочет, хвалю её обязательно. Если у неё не получается, то я жду, когда она попросит помочь, она при этом не истерит, а всегда просит. В еде тоже её не заставляю есть то, что ей не хочется, стараюсь готовить, что она любит. А она у нас очень любит тушёные овощи, может их есть несколько раз в день, поэтому такая еда у меня всегда под рукой, и если ты не хочешь макароны или сырники, то ешь овощи, и она их ест всегда с удовольствием. Но если она не хочет есть сейчас, заставлять не буду -поест потом, не перед прогулкой, например, а после. (Сестра у меня по поводу еды другого мнения, если её ребёнок не хочет доедать то, что ему нужно съесть, она сажает ребёнка к себе на колени и впихивает ему то, что он сам не доел, со словами:"Ты сытая, я спокойна". Однажды она попробовала накормить так же Маринку, и после двух засунутых ложек, она выплюнула на неё всё, что и до этого съела).
Quote (Koshka)
Когда уж слишком невыносимо, я говорю "Станислава, я сейчас начну кричать и ругаться - ты хочешь этого? Думаешь, так нам будет приятно общаться?" Если начинается истерика, даю возможность ей поплакать, абсолютно не реагирую, отвожу в комнату, сама ухожу на кухню. Обычно она первая приходит и говорит "Пасти" (прости)
У нас также и до сих пор это прокатывает, но бывает не часто. Дочка приходит и говорит: "Всё, я успокоилась, прости меня, мама" Я её жалею, и на этом слёзы заканчиваются.
marusa, вот тоже самое, и в еде тоже. И тоже мне все говорят балую А мне очень нравится такая модель отношений. При этом доча четкое знает, когда мама рассержена (на что-то серьезное, особенно опасное для жизни), и уж тут даже не смеет противоречить
Сообщение отредактировал Koshka - Пятница, 06.04.2012, 12:22
Я думала хуже уже быть не может, оказывается может! На днях устроил получасовую истерику из-за того что я помогла развязать ребёнку пояс на халате. Сам то запутался и начал психовать, а я сунулась со своей помощью. Рев на весь дом стоял, никак не успокаивался. Кое как халат сняли, я опять же хотела помочь снять сандальки, что тут началось Только что головой об пол не бился. Всё кричал что-то типо я. Наверно хотел сказать я сам. Вчера утроил показательные выступления по теме: как мы умеем обижаться! Минут 20 сидел, положив голову на руки, в позе погибшего лебедя, из-за того что решил сначала съесть кашу, а потом идти мыться. Ну фиг с тобой, ешь сначала кашу, так нет, надо же ещё и пообижаться! Что бы уговаривали, ну съешь кашку, ну не дуйся Я то понимаю, надо ребёнку дать проплакаться и немного в одиночестве подуться, так сердобольная бабушка думает, что обязательно нужно пожалеть, а от этого истерика только больше разгорается. Сначала просто на люди играет, а потом уже и всерьёз расходится, сам остановиться не может С ужасом жду что же дальше...
мне почему-то кажется, что "кризис 3 лет" - это кризис у родителей, как и все прочие грядущие кризисы. сложно понять и принять, что вот эта беспомощная всецело зависящая от тебя мелкота, еще недавно вообще человеко-личинка, - чего-то хочет "я сЯааам" и хочет совсем не то, что считаем нужным мы, родители.
и потому нам надо помочь ребенку - сделать "сям", научить не орать, а объяснять что хочешь и договариваться-торговаться. я повторюсь - не
Quote (Кудряшка_Сью)
Что бы уговаривали, ну съешь кашку, ну не дуйся
а чтобы договориться с ним, объяснить, что почему, чтобы ребенок научился от вас алгоритму нормального конструктивного поведения / принятия решений / взаимодействия с окружающими.
а еще и самим научиться этому же - в отношении такого еще зависимого маленького "сяма".
Еще объясню, почему я так сама себя веду - имхо. Да, мой характер приходится подминать и очень здорово. Да, иногда бывают ситуации, когда я не могу сдержаться - рывком уволакиваю за шкирятник и прочая. Да, у моей мамы "таких детей не было" и "он у тебя избалованный донельзя" и "ты с ним слишком носишься, так нельзя". Да, такое общение с ребенком требует намного больше времени, коего у меня и так-то не всегда хватает.
но - мой сын - самостоятельный человек, он так же имеет право на уважение своих желаний, он - взрослый сильный мужчина в будущем, любящий заботливый муж-отец-глава семейства. и ломать через колено - нет. только - объяснить правила поведения
Так я не всегда понимаю что он хочет, говорить то только начал. Я ещё на ментальном уровне могу понять что же надо, а вот с окружающими совсем худо.
Добавлено (14.06.2012, 12:38) --------------------------------------------- И ещё хотела сказать. Истерики у нас проявляются в основном только к вечеру. Днём можно сказать образцовый мальчик. Даже в супермаркет игрушек можем с ним зайти без особых проблем. Но вот вечером происходит выброс негатива. Видно трудно целый день держать себя в рамках. Как ребёнку можно помочь с этим?
Так я не всегда понимаю что он хочет, говорить то только начал
научитесь месяца 2-3 назад я также билась головой об стенку с вопросами "чо ему надо?" и "за что мне это?"
зато счас работаю переводчиком для окружающих - "он хочет кеды, а не кроссовки", "да дай же ты ему шапку коричневую, он голубую не любит", "он хочет сам йогурт в микроволновку поставить", "какает он один, и дверь ему закрой, сам-то не сидишь с раскрытыми дверями" и прочая :-)
и мы к вам присоединимся. кризис у нас хронический вялотекущий, но сейчас добавилось: хочу сама, хочу это а не это и тд. единственное когда у нее начинается истерика она орет мин 5, а потом идет ко мне : Пожалей! и успокаивается. иногда у меня возникает вопрос ( когда сильно провинилась) надо жалеть или нет, правда в случае отказа она как мартышка лезет на руки, упорно и всеми возможными способами. в итоге всегда жалею, но начала ее спрашивать: За что тебя ругали!, по началу регулярно отвечала : Потому что плакала!, а сейчас потихоньку начинаем добираться до сути вопросы, через причину называет реальную.
йогурт - в микре, да. но - типа Агуши, в чистом пластике который. Крышку открутила, в микру поставила и на мощности примерно 600 крутанула один круг, достала, закрутила-потрясла-оценила температуру, а то и еще на 1 кружок. пробуйте, не бойтесь, что закипит
а Тему-йогурт отрываю трубочку и кладу пакет в ковшик с горячей водой из-под крана минут на 5. У него в пачке фольга внутри, его нельзя в микру.
я еще и творожки без верхней фольги там же подогреваю
У нас начала появляться ревность, в плане того, что спрашивает постоянно: "А ты меня любишь?????" Отвечаю: "Люблю, и очень сильно!" Задаёт след. вопрос:"А Галю не любишь??? (утвердительно так задаёт). отвечаю:"Люблю и Галю тоже". И дальше начинается : "Ага, значит ты меня не любишь, раз Галю любишь". отвечаю опять:" И Галю люблю, и тебя люблю, только тебе уделяю больше внимания, чем Гале, а люблю Вас одинаково" И дальше опять начинает уже поднывать:"Значит ты меня не любишь, а только Галю" Я начинаю успокаивать, что люблю крепко-крепко обоих, и ещё люблю Сашу (старшего сына) и папу. дальше она начинает рассуждать, всегда одно и тоже:"Раз ты их всех любишь, значит меня не любишь, папу не надо любить, он уже большой мальчик , Саша любит себя сам, Галя тоже большая, а ты любишь только их, а меня не любишь".И начинает распаляться всё больше и больше.
И вот это гадание "Любишь-не любишь" продолжается у нас примерно в течении полу-часа, выматывает у меня кучу нервов (что иногда прямо хочется взять за шкирку и отправить в другую комнату). но пока сдерживаюсь, незнаю, как надолго хватит моего терпения, и я никак ей доказать не могу, что её люблю больше всех. Если прикрикнешь на неё она начинает плакать , что я её не люблю. Ведь не могу же я ей сказать, что люблю только её одну и больше никого, а ей видимо хочется это услышать или могу??????????
в случае отказа она как мартышка лезет на руки, упорно и всеми возможными способами.
и у меня так же
Quote (marusa)
Ведь не могу же я ей сказать, что люблю только её одну и больше никого
А если попытаться объяснить, что ты всех любишь, но каждого за своё. Дочка же тоже любит и папу и маму и бабушку и киску (или кто там у вас есть) но каждого по-своему. Её же любви на всех хватает. Или сказать что любишь всех, но её больше остальных (они же старше, поймут, надеюсь).
Или сказать что любишь всех, но её больше остальных (они же старше, поймут, надеюсь).
Это у неё не принимается, ей нужно, что бы я сказала, что люблю только её одну.
А вот высказывается порой так, что я и рада, что работаю у неё переводчиком. Ходили на день рождения к знакомым, посидели недолго и стали собираться домой, проводить на в прихожую вышли гости, среди них была бабушка, лет наверно ей так 65, она только вышла из-за стола, и не успела прожевать, что в рот положила, и стала с Маринкой разговаривать, прощаться и приглашает ещё в гости. Маринка слушала-слушала, чего она ей говорит, видимо не поняла сказанного и говорит этой бабушке, в приказном тоне (я так ей часто говорю): "Рот закрой!!!! С набитым ртом не разговаривают, прожуй сначала!!!" мне было очень неудобно. На другой день вечером ей захотелось пюрешку "Тёму", зовёт нас в магазин. Муж уже собрался, одел зелёную футболку и светлые джинсы и стоит у входной двери ждёт, когда мы с Мариной оденемся. Я одела Маринку, она выходит в прихожую, смотрит на папу, на его футболку и говорит: "папа, сними эту футболку, а то наядился, как старый дуяк." Пришли из магазина, Марина просит меня включить ей мультики, я включаю, а она сидит на диване и мучает кошку, кошка начинает мяукать. папа кричит из кухни:"Кто там мучает кошку?????? Марина ты????" Марина отвечает:"Нет, это не я, это мама мучает кошку". я оборачиваюсь и ей говорю "марина, ты зачем врёшь????", А она мне спокойно так отвечает:"А ты вообще свинья, и тебя скоро продадут в зоопарк" (она, когда начинает пачкаться на улице. специально, я ей говорю:"Марина, ну ты и свинка, я тебя скоро в зоопарк сдам, пусть на тебя все смотрят, какая ты хрюшка, но никогда не говорила свинья, а получила вот что).
Сообщение отредактировал marusa - Четверг, 14.06.2012, 15:05
marusa, что сеем, то и собираем.... Мои когда выдают что-нибудь эдакое, начинаю сразу искать в семье.
Quote (Кудряшка_Сью)
Видно трудно целый день держать себя в рамках. Как ребёнку можно помочь с этим?
Ну должен где-то ребенок расслабляться, хоть так. Хорошо, что дома, а не прилюдно, в противном случае было бы гораздо хуже и для вас, и для него. Я всегда говорю: я все равно тебя люблю. Он поорет, но быстро успокаивается.
Quote (marusa)
И вот это гадание "Любишь-не любишь" продолжается у нас примерно в течении полу-часа, выматывает у меня кучу нервов
Когда я задавала подобные вопросы своей маме (очень хорошо помню, что меня это волновало), она показывала свою руку и говорила, что какой пальчик не нажми, больно всю руку, что ее дети как пальцы, всех любит и всех жалеет. Мне тогда очень понятно это было.
marusa, все выше описанное не очень похоже на кризис трехлетнего возраста.... тут совершенно другое
Quote (Кудряшка_Сью)
Но вот вечером происходит выброс негатива. Видно трудно целый день держать себя в рамках. Как ребёнку можно помочь с этим?
надо задуматься о том, что ребенок просто переутомился и его нервная система не справляется с нагрузкой....процессы возбуждения не уравновешиваются процессами торможения....
Новое осознание себя проявляется в стремлении подражать взрослым, имитировать их поведение и пытаться различными способами утвердить свое равенство с ними.
Ходили в парк с крестным и его сыном. Себе купили лимонаду, а детям - воды. Дети начали просить лимонад, конечно же. Было сказано что это деткам нельзя и вообще бяка. Василий начал пить водичку из бутылочки. Егорка (сын крестного) начал у него просить - дай мне тоже(дети одного возраста) На что Василий выдал - нет, Егор. Тебе это нельзя. Это бяка. Ты еще маленький. Уговоры поделится не помогали. Потому что Егорка маленький, а я большой - мне можно, а ему нельзя. Больше не буду лимонад покупать))))) Четыре сыночка и лапочка дочка
marusa, все выше описанное не очень похоже на кризис трехлетнего возраста.... тут совершенно другое
maxим, а что это такое???? Можно в личку.Мне самой очень интересно, но что и как связать пока незнаю, в семье вроде всё благополучно, полностью отдаём себя детям, бывает Галя пофестивалит, а так всё тихо и спокойно, при детях с мужем не ругаемся, отношения, типа любишь-не любишь, не выясняем, в сад ребёнок не ходит, к дедушкам- бабушкам не ездит, так как их нет. Где искать причины такого поведения??????
Quote (николаевна)
marusa, что сеем, то и собираем.... Мои когда выдают что-нибудь эдакое, начинаю сразу искать в семье.
С этим согласна полностью, стараюсь за собой следить. Вот ещё пример, не моя выдала, а подружки дочка, возраст у нас одинаковый, гуляли сегодня с ними, Маринка с Иринкой рвали цветочки, и кидали их друг другу. Потом у Маринки кончились цветочки, а Ирина ей кричит:"Кидай", Маринка разводит ручки и говорит:"Больше нет", Ирина на неё так зло: "Собака!" Оля (мама Ирины), спрашивает:"Ира, кто собака?", Иринка показывает на Маринку и говорит:"Марина, она мне цветочки не кидает". Оле было очень неудобно, она объяснила Иринке, что так говорить нельзя, не к коем случае, но всё равно чувствовала себя не в своей тарелке, семья у них наверно больше, чем благополучная, и мама и папа умницы, оба с высшим образованием, мама работает в газете, папа в банке. При детях никогда голоса не повышают, не то, что обозвать друг друга......
чего то я последние несколько дней ребенка не узнаю. все "нет", ощущение что делает все назло, сплошные истерики. например прошу не кричать в подъезде в полный голос, она смотрит на меня и кричит еще громче и так во всем. уговоры и убеждения не помогают, при том что до этого была довольно покладистым ребенком. демонстративно раскидывает игрушки, не ест, тчнее не жует, забираешь тарелку истерика "хочу есть", и т.д. кто сталкивался, скажите как это переживали и что делать: наказывать или не обращать внимать. наказывать я имею в виду в случаях типо такого: Идем через дорогу, до этого знала , что через дорогу надо ходить с мамой за руку, после дороги можно идти самой. теперь же либо не дает руку, закатывая истерику, либо может выдернуть руку посреди дороги.
mish, у меня сейчас уже началось такое у младших, время от времени, тоже за голову хватаюсь Притом, что одна уже все говорит, поэтому еще и словесно озвучивает, даже спорит - не рановато ли?
vov_ka, в два года у нас тоже было , мне говорили что в 2 года это нормально, тоже своеобразный кризис. но прошло где то через месяц. сейчас в разы хуже. я уже на пустырнике, чтоб робенка ненароком не прибить