Вальдорфские педагоги родителям о детях. Цикл семинаров на Доброй Земле*
28 февраля – 1 марта
Добрая Земля приглашает родителей с детьми 1-3 лет на встречу-студию* с Еленой Абдулаевой
ИГРА И ЕЕ РАЗВИТИЕ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ - Игрушки и игровые материалы для детей 1-3 лет - Первые сюжетные игры - Участие взрослого в игре - Домашние дела и игровые интересы детей - Игра и уборка
ЛЕКЦИЯ И ПРАКТИКА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ (без детей) 28 февраля (суббота) 18:00 – 19:30 – лекция 19:30 - 19:45 – чайная пауза 19:45 - 21:00 – практическое занятие. Приносите примеры игрушек, которые вызывают вопросы и сомнения! 1 марта (воскресенье) 12:00 – 13:00 – сессия ответов на вопросы, обратная связь по свободной игре
СТУДИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ* 1 марта (воскресенье) 10:00 – 10:45 – встреча-приветствие, тактильно-двигательная игра в кругу 10:45 – 11:30 – свободная игра 11:30 - 12:00 - чайная пауза
Елена Абдулаева – специалист Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек. Преподаватель курсов повышения квалификации и переподготовки дошкольных педагогов и психологов Московского городского психолого-педагогического университета. Участник программы ЮНЕСКО по игре и игровой среде. Практикующий детский психолог, опытный вальдорфский педагог. Ведущая студийных групп для малышей и их родителей, родительских семинаров и индивидуальных занятий. Мастер рукоделия для детей. Мама двоих детей.
*Встреча является продолжением тематического вальдорфского семинара «Игра, игры и игрушки в жизни ребенка» и раскрывает особенности детской игры в раннем возрасте.
Место проведения: Детский центр в доме Веры и Константина Липатовых, эко-деревня Родное, Судогодский район (35 км от Владимира)
Стоимость: 1000 руб. за всю программу / 700 руб. БЕЗ студии с детьми
*Максимальное количество участников студийного занятия (1 марта) – 10 детей + 10 взрослых. Количество участников взрослой части - не ограничено. Участники приносят с собой что-нибудь к чаю (предпочтение фруктам и домашней выпечке, полезной и безопасной для детей).
Запись по тел. Вера 89296785057, Наталья 89190102314
архив: 27-28 сентября 2014, суббота и воскресенье первая встреча из цикла
ВЛИЯНИЕ ПРИРОДНОГО ОКРУЖЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ РЕБЕНКА - О природе детского существа - Задачи первого семилетия - Ритм года, ритм недели и ритм дня - формирование органов чувств, как основа развития мышления.
Ведущие семинара: Елена Лутченкова – преподаватель Центра Дошкольной вальдорфской педагогики (г.Москва) с 17-ти летним стажем работы с детьми. Мама четверых детей. Кира Бабич - преподаватель Центра Дошкольной вальдорфской педагогики (г.Москва). Работает с детьми 13 лет. Мама двоих детей. Евгения Столярова – преподаватель живописи школы «Путь зерна» и преподаватель Дошкольного вальдорфского центра (г.Москва). Художник, архитектор, мама троих детей.
Семинар состоит из лекций, обсуждений и практических занятий. Проходит в классах большого дома на Доброй Земле.
Стоимость: 1 500 руб. за два дня (в стоимость семинара входит обед и чайные паузы. Пироги и печенюжки к чаю участники приносят с собой0 Количество мест ограничено. Предварительная запись и подробности 9209255474 Александр Матюшкин или 9190102314 Наталья Нестерова
ИГРА, ИГРЫ И ИГРУШКИ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА - Почему дети играют и почему НЕ играют? Родители в детской игре. - Как и чему учится ребенок, играя? - Во что и как играют дети. - Как организовать пространство для игры. - Игрушки и книги, которые окружают ребенка. - Возрастные особенности игры.
Практические занятия: - Лепка из воска и глины - Рецитация (театр)
Ведущие семинара: Елена Лутченкова – преподаватель Центра Дошкольной вальдорфской педагогики (г.Москва) с 17-ти летним стажем работы с детьми. Мама четверых детей. Кира Бабич - преподаватель Центра Дошкольной вальдорфской педагогики (г.Москва). Работает с детьми 13 лет. Мама двоих детей. Евгения Столярова – преподаватель живописи школы «Путь зерна» и преподаватель Дошкольного вальдорфского центра (г.Москва). Художник, архитектор, мама троих детей.
Семинар состоит из лекций, обсуждений и практических занятий. Проходит в классах большого дома на Доброй Земле.
31 января, сб.: 10:00-17:15 – лекция, работа в кругу, обед, практические занятия. 1 февраля, вс.: 10:00-15:15 – сессия ответов на вопросы, практическое занятие, обед, заключительная часть.
Стоимость: 1 700 руб. за два дня (в стоимость семинара входит обед и чайные паузы. Печенье к чаю участники приносят с собой. Количество мест ограничено. Предварительная запись и подробности 9209255474 Александр Матюшкин или 9190102314 Наталья Нестерова
Расскажу свою субъективную точку зрения - почему я пойду на этот семинар и принимаю участие в его организации. Не претендую на единственно правильное мнение.
Как новоиспеченный амбициозный родитель, за три года я "прошла" через карточки Домана, блоки Дьенеша, песни Железновой, "после трех уже поздно", пальчиковые игры, всевозможные развивающие студии, английский по Мещеряковой, рамки Монтессори, закаливание и раннее проныривание по Чарковскому, динамическую гимнастику и проч...
И, все таки, я поняла, что я не хочу научить ребенка читать в три года или говорить по английски в четыре. Умение читать и писать к моменту поступления в школу я тоже не считаю главным. И вырастить гения или генерального директора у меня тоже нет задачи - какие-то они несчастные по-жизни люди.
Я знаю что хочу. Хочу передать ребенку не энциклопедические знания, а помочь ему сформироваться как индивидуальности: 1. Чтобы ребенок сам тянулся к новым знаниям, чтобы ему был интересен мир вокруг. (а не танчики) 2. Чтобы у ребенка была воля этот мир осваивать. Усидчивость и инициативность, последовательность в своих устремлениях и увлечениях, результативность. 3. Чтобы ребенку было комфортно среди других людей, чтобы он легко находил общий язык как со сверстниками, так и с младшими, и со старшими.
Как любая мать, просто хочу чтобы ребенок был счастлив - чтобы он ощущал гармонию с самим собой и с окружающим миром.
И, на мой взгляд, в вальдорфской системе этого больше, чем где бы то ни было.
Кто еще думает - записывайтесь! :-) У кого не получается на оба дня - можно приехать на один.
Педагоги просто шикарные (уже была на занятиях с Женей Столяровой и Еленой Лутченковой). После занятий с ними понимаешь - что ты делаешь правильно, что нет и как исправить - в повседневной жизни в ребенком. Как я влияю на ребенка и как это "аукнется".
А рассказывают на семинарах про философию Рудольфа Штайнера - основателя "вальдорфской педагогики"? У каких психологов учился Штайнер - ведь были же у него предшественники, учителя? В каком году появилась эта школа? Кажется, это было в 20-х годах. До этого были Коменский, Песталоцци, Грибоедов, Витте, Дьюи, и даже Макаренко... Интересно, к каким результатам привела "вальдорфская педагогика" Германию? В какие вузы поступают эти детки? В чем они сильны: в литературе, физике, математике? Хотелось бы поконкретней: с какими оценками, или с какими баллами ЕГЭ мой ребенок окончит эту школу? Есть ли реальные результаты: нобелевские лауреаты, или премию мира кто из "вальдорфцев" заработал? Это ведь тоже - "Индивидуальность". Считается в педагогике Штайнера это индивидуальностью, или нет? Не раз по ТВ показывали, что вальдорфские дети рассказывают про то, что они раньше жили где-то на других планетах, в других звездных системах... Это тоже очень интересно! Как им потом живется - среди обычных детей? Расскажите, пожалуйста!
И вырастить гения или генерального директора у меня тоже нет задачи - какие-то они несчастные по-жизни люди.
насчет гения не уверена,не отношу себя к таким,а вот по поводу генерального директора согласна пойду в комнату плача по поводу несчастной жизни лично мне многие положения вальдорфской педагогики близки и кажутся вполне разумными...но целиком быть в этом почему-то не очень хочется... те кто пойдет на этот семинар, Вы хоть вкратце опишите потом, как все прошло
Честно говоря, я даже не стала внимательно вчитываться в это мракобесие :-) Совершенно секретно, антисекта, американский заговор - источники, мягко говоря, доверия у любого здравомыслящего человека не вызывают :-) Копипастить и читать статьи в желтой прессе - это для тех, кто много телек смотрит :-)
А теперь вернемся от мракобесия к реальности :-)
Семинар носит практический характер - как воспитывать ребенка до 7 лет: - особенности и задачи развития ребенка первого семилетия - во что играть на прогулке и дома, - на что обращать внимание ребенка, а что объяснять в этом возрасте не стоит - как рисовать с ребенком - как рассказывать сказку ребенку и какими должны быть сказки/книжки в этом возрасте Вообще, как жить рядом с ребенком
Вчера я была в Москве на семинаре вот здесь http://www.waldorfcentr.ru/ с Владимиром Пеговым и Евгенией Столяровой (она приедем к нам на семинар в выходные). C Женей вчера мамы учились рисовать мелками. Я рисовала с ребенком и до этого. Но для меня было открытием - сколько всего нового я узнала - как рисовать с ребенком, чтобы не навязывать ему своих шаблонов, не рисовать котиков, домиков и тракторов, чтобы ребенок развивался в рисунке. Фото
Женя учит не детей рисовать, а мам - как рисовать с ребенком. И, да, после семинара летнего мой ребенок сам стал просить, чтобы мы порисовали.
О владимирском вальдорфе. У нас во Владимире есть две группы вальдорфского детского сада. О жизни одной из них и чем они там занимаются - можно составить впечатление по сайту разноцветики.рф. О жизни вальдофской владимирской школы - можно составить впечатление по сайту школы. Или придти на праздники - и увидеть своими глазами :-) У нашей владимирской вальдорфской школы - прекрасные показатели поступаемости в ВУЗ. Не помню позицию в общевладимирском рейтинге, но помню, что в первых рядах.
27-28 сентября на Доброй Земле прошла первая встреча из цикла вальдорфских семинаров для родителей детей 0-7 лет. Мамы и папы из Ладного, Чудного, Заветного, Владимира и даже Калуги – всего 22 человека - пришли на семинар со своими вопросами о совсем малышах и дошкольниках. Вальдорфские садовницы (хотя, к ним больше подходит слово «волшебницы») принесли с собой и поставили в центре комнаты букет из осенних цветов и веточек, который они собрали по дороге. Такими простыми, наглядными и красивыми приемами мы узнаем вместе с детьми – какая она – осень. До полудня была теоретическая часть: что влияет на формирование здорового физического тела в дошкольном возрасте. Оказывается, это не только здоровое питание, физическая активность и свежий воздух. Большое значение также имеет все, что окружает ребенка. Музыка и звуки, цвет стен в комнате, игрушки, предметы – какими они должны быть – нам рассказала Кира Бабич. В первом семилетии ребенок учится через опыт и подражание. Очень важно делать что-то не для ребенка, а вместе с ребенком , позволять ему участвовать в том, что делаем мы сами. Поэтому, с полудня и до обеда родители и воспитатели сами играли в кругу в социальные игры. Да, точно, ничто так не остается в памяти – как то, что ты почувствовал, попробовал и потрогал сам. И И когда ты сам играешь с удовольствием – ты «заражаешь» своей увлеченностью ребенка – обучение проходит быстрее. После обеда мы разделились на две группы: акварель по мокрому с Женей Столяровой и витражи из осенних листьев с Леной Лученковой. С Женей мы учились видеть «дыхание цвета» - ультрамарин, кармин, прусский синий, лимонный желтый... Ой, прусский синий и лимонный желтый на глазах ребенка превращаются в зеленый, а золотой желтый и ультрамарин – в фиолетовый. Такие переживания формируют ребенка гораздо больше, чем рисование тракторов и домиков. На листе, как по волшебству, проявляются травинки, облака, горы... Для витражей мы сами вырезаем форму, выбираем листочки и веточки, учимся укладывать их в витраж. Лена рассказывает как наклеивать кальку, закреплять материалы на витраже, раскрывает маленькие хитрости мастерства. Даже папа делает витраж с большим увлечением. Листочки и веточки оживают за экраном кальки и превращаются в сказку. Я уже представляю, как мы с моим трехлетним сыном с удовольствием копаемся в осенней сухой листве, вместе делаем простые витражики и вешаем на окно в кухне. После акварели по дороге с семинара мы смотрели на цвета, разлитые в небе. А после витражей – под ноги – выискивая интересные листочки и веточки. Было столько переживаний и впечатлений, что скорей хотелось почувствовать маленькую ручку в своей руке и разделить с сыном радость такой прогулки. Первую половину воскресенья были ответы на вопросы. Раннее и позднее появление и смена зубов, гиперактивность, ребенок и современные гаджеты, садик в жизни ребенка, развивающие секции и кружки, почемучки ребенка, как организовать пространство вокруг ребенка, раннее письмо и чтение, последствия развития интеллекта в раннем возрасте - каждый родитель пришел за своим ответом. А потом снова творчество с Леной и Женей. В самом конце родителей ждал сюрприз – сказка с витражами от Лены Лутченковой. Родители слушали, без преувеличения, затаив дыхание. Ее голос и звук дудочки маленького человечка я легко слышу и сейчас. Да, сначала было удивительно, что так мало «инструкций под запись» было на семинаре. Сейчас я понимаю, что все записи – останутся в тетрадке. А тот опыт, который я получила – делая витражи или рисуя акварелью - я разделю со своим ребенком.
а мне не даёт покоя вопрос, не могу для себя ответить: почему и как кто-то может научить меня приятно проводить время с моими детьми? почему тысячи лет родители знали как это делать, а мы теперь делаем не правильно что ли?... это не в критику, а узнать ваше мнение интересно
Мультик, по поводу тысячи лет статья попадалась, вот нашла специально.
Меня очень утомили разнообразные вариации на тему того, что «детей растить на самом деле легко», а если маме тяжело – это что-то не так с мамой. Особенно, когда начинаются ссылки на «а вот раньше… (корову доить, огород пахать плюс семеро по лавкам) зато теперь… (памперсы, садики, пылесос, микроволновка)».
Нет, детей не стало легче растить. Детей стало значительно труднее растить.
Во-первых, возросло абсолютное количество ресурсов, требуемых на выращивание ребенка. Согласитесь, есть разница, выращиваешь ты в результате крестьянского Васю, для которого три класса церковно-приходской школы – это о-о-о какое образование (да и без того можно обойтись), а вопрос культурного отдыха сводится к посещению кабака, кулачным боям «стенка на стенку» и прочему «погнали наши городских». Или ты выращиваешь как минимум Васю-автомеханика со средним профобразованием (суммарно 12 лет обучения) и хочешь, чтобы в его жизни присутствовали другие интересы, помимо, извините, пьянки и мордобоя. Это я не говорю про мечты вырастить Василь Василича с в\о без в\п. И я сейчас про материальные ресурсы вообще не говорю! То есть вопроса «сыт-одет-здоров» я не касаюсь.
Требуется на порядок больше временных, эмоциональных и интеллектуальных ресурсов на выращивание одного представителя вида «гомо сапиенс». И, между прочим, давайте посмотрим правде в глаза: в те буколические давние времена, как только семья выходила за рамки непосредственного выживания и хотела Васю чуть покруче, чем «выпить пива и подраться», тут же начинались няньки, гувернеры и пансионы. На худой конец – кухарка в роли бытовой техники.
Во-вторых, у любой современной мамы есть Универсальный Поглотитель Ресурса: ответственность. Давайте посмотрим, где он был раньше и откуда взялся. Что было раньше?
Раз. Расширенная семья и соседская община. Что в деревне, что в городе: ремесленный квартал, слобода – некое объединение людей в круг «своих» по тому или иному принципу: социальному, профессиональному, родственному… В соответствии с этим в уходе, присмотре за ребенком, воспитании принимало участие ненулевое количество народу. Соответственно с этим происходит и разделение ответственности за ребенка на n персон.
Два. Старшее поколение. До крайне недавнего времени изменение условий окружающей жизни не происходило с такой скоростью, и межпоколенческая трансляция опыта имела смысл. Чисто бытового, практического опыта. Как пеленать, чем кормить, куда смотреть… Сейчас 80% опыта предыдущего поколения просто утратило актуальность. Пока ты полагаешься на опыт старшего поколения – ты опять делишь ответственность за результат своих действий и выборов с кем-то. По большому счету – с культурной традицией. Ее больше нет. Опыта старших поколений как щита и опоры тоже больше нет.
Три. Существенно меньшие возможности и существенно более узкий выбор. Даже если считать, что «тогда» ребенку грозило значительно больше опасностей (что само по себе спорно), возможностей их предотвратить было значительно меньше. Человек просто ничего не мог предпринять. Разве что совершать какие-то ритуалы для снижения тревожности. Нет возможности влиять на ситуацию – опасность есть, а ответственности нету. Не может быть ответственности там, где нет инструментов влияния на действительность. Делать или не делать прививки?.. Выбор? Выбор. Ответственность? Ответственность. А когда нет прививок? Да, опасность заболевания есть. Но ни выбора, ни ответственности нет. Страх? Пожалуйста. Фатализм? Сколько угодно. Но ответственности – нет.
Один из самых страшных страхов человеческих – страх потери контроля. Но для него нужна хотя бы иллюзия контроля над ситуацией. Опять же, на снижение тревоги хорошо работают обряды и ритуалы. Увы, мы уже слишком рациональны для того, чтобы в них верить, но еще недостаточно для того, чтобы в них не нуждаться. Поднимите руку, кому всерьез полегчает, если на детской пеленке вышить оберег в виде уточки?.. Опять же, та самая культурная традиция и межпоколенческий опыт не давали особой «вилки» выбора. Было четко известно, как правильно. А сейчас методик, течений и направлений столько, что уши вянут. Есть сейчас выбор? Да не то слово! Утопиться в нем можно. А где выбор – там ответственность за его последствия.
И это всё не говоря уж о том, что в целом акцент ответственности сместился на маму. Бабушка творит какую-то ерунду, кормит ребенка аллергенами или засаживает за мультики? Кто творит ерунду? Бабушка. Кто отвечает? Мама. Контролируй бабушку или не доверяй ей ребенка. Твоя ответственность. Врач допустил какую-то ошибку. Кто ошибся? Врач. Кто отвечает? Мама. Не так врача выбрала. Ну да, именно потому, что сейчас есть выбор. Это хорошо, когда есть выбор. Но ответственности от этого не становится меньше. Ее становится больше. Даже в случае нехватки материальных ресурсов, общество маме не помогает. Оно ее карает. Потому что она виновата и не справилась с ответственностью.
А чего не было «в давнее, давнее время, когда…»? Не было «самореализации» и «раскрытия личностного потенциала». Никогда перед родителями не стояла задача сделать так, чтобы ребенок реализовался как личность, раскрыл собственный потенциал, и всё такое прочее – что нам сейчас кажется необходимой целью наших родительских усилий. Во все предшествующие времена целью были интересы группы, а не интересы индивида. Кто, чем и для чего будет заниматься, какие способности развивать – зависело от решения главы семьи. Который исходил из интересов семьи и\или домохозяйства, а не из чьего-то личностного потенциала.
Ломоносов из дому ночью сбежал (хочется сказать «пешком по шпалам», вот только шпал не было), с одной запасной рубахой и парой книжек, которые подарил сосед (!). Никакой поддержки семьи, какое там. Фому Аквинского, который всего-то хотел быть монахом, братья попросту украли из монастыря, хотя вроде бы чем им-то мешало, что старший брат отказался от наследства в их пользу и вступил в нищенствующий орден?.. Какое там! Знатная, влиятельная семья, а значит, сын – это ресурс! Ресурс, который принадлежит семье, а не сам себе. Хочешь в церковнослужители? Не вопрос! Бенедиктинский орден, с перспективой в кардиналы… Какие нищие доминиканцы?! Связи, политическое влияние – наше всё. Ты должен находиться на таком месте, где сможешь служить интересам семьи. Итальянская высшая артистократия и холмогорские поморы равно не интересуются: чего человек сам-то хочет и какой у него там «потенциал» (даже если это потенциал великого ученого или вообще святого). И это в среднем норма.
Ребенок (как и любой другой член семьи, собственно) – это ресурс. Принадлежащий семье в целом и служащий ее интересам, а не своим. Это всегда было нормой. До самого последнего времени. Еще предыдущее поколение в массе своей активно «знало, как надо» за детей. Наверняка у каждого (кому лично не досталось по полной) есть знакомый, а то и не один, которого «пошли» в тот институт, в какой считали нужным родители, потому что «кому сейчас нужны филологи», «театральный?! ты в своем уме?!», «худграф? и что у тебя будет за профессия?»…
От личной жизни отвязались все же несколько раньше. И то только потому, что пропали экономические обоснования. Брак перестал рассматриваться как инструмент политического или экономического союза, необходимого семье в целом. Да и выбор жизненного пути ребенком перестал быть основой выживания семьи (социалка, такая социалка…).
Но отголоски тысячелетней традиции рассеивались очень медленно. «Вывести в люди». Вырастить полезного члена общества. Чтобы был востребован социумом, а не жил в гармонии с самим собой. Нет, это тоже неплохо – но лучше бы заточить и обтесать так, чтобы оно совпало. Вот цитата из ЖЖ: «Говорю: “Я выхожу замуж!” Бабушка спрашивает: “За москвича?” – “Да”. Она: “Ну поздравляю! Поздравляю, внученька, как же тебе повезло!”» Да и меня бабушка, бывало, спрашивала: «Не понимаю, почему ты всё никак замуж не выйдешь? У тебя же есть московская прописка и двухкомнатная квартира!» Нет, они не плохие и не циничные. Просто за ними стоят тысячи лет традиции, а за нами – уже нет.
А сейчас родители (в первую очередь, опять-таки мама) – в ситуации «поди туда, не знаю куда». Задача – раскрыть потенциал. Другого человека, ага. Свой-то поди раскрой, не сломав голову. Развивающую методику? А какую из …дцати? Водить на всякие-разные кружки, да как бы не пропустить именно тот, нужный… Не водить? Пусть сам выбирает? А вдруг не выберет? А вдруг он просто не узнает про волшебное «это самое»? А вдруг, наоборот, перегружу? Это очень похоже на поиски клада. Без карты, компаса и лопаты. Потому что их еще не изобрели, да. Потому это всё еще в процессе: задача слишком новая. Но ее уже нужно решать. Как – никто толком еще не знает, но уже надо.
Никогда, за все время существования человечества, воспитание ребенка не требовало такого количества ресурса, в первую очередь – личностного.
Никогда, за все время существования человечества, материнство не роняло на голову женщине такого груза ответственности.
Никогда, за все время существования человечества, перед родителями не стояло таких целей и задач, которые стоят сейчас. Задач, алгоритма решения которых не существует – пока или вообще…
Но ведь раньше же как-то справлялись, да? В несоизмеримо более тяжелых условиях. Да, справлялись. Но те, кто так говорит, забывают добавить: с несоизмеримо более легкой задачей.
И заметьте, я тут вообще не касаюсь таких вещей, как пресловутый личностный потенциал самой матери или степень вовлеченности женщин в общественное производство. Это всё на 100% касается домохозяйки, область самореализации которой – воспитание ребенка. То есть вообще никакого гандикапа.
Девочки, так уж вышло, что мы оказались на передовой. В авангарде человечества. Протоптанные дорожки закончились, и не только в вопросах воспитания детей. Очень много протоптанных дорожек закончилось тут, на нашем веку. Поколение до нас еще сколько-то проехало по инерции, придерживаясь старого направления, но и инерция тоже закончилась. Это именно нам приходится – без карты, компаса и лопаты. Именно от нас зависит: что будет дальше? Куда пойдет человечество? Потому что будущее человечество – это те, кого мы сегодня носим на руках. Конечно, они тоже пойдут потом сами, конечно, они смогут исправить какие-то наши ошибки. Но именно за нами задача научиться прокладывать путь по бездорожью, не падая и не ломаясь. И научить их.
Никто до нас этого не делал: мир менялся очень медленно. От каждого нового поколения требовался только крохотный новый шажок. Мир начал быстро меняться все-то два-три поколения назад, и этим поколениям еще хватило инерции, накопленной за прежние века. Как будто люди долго плыли на корабле, привыкли, научились… Прабабушки и бабушки попали в полосу прибоя. Наших родителей последняя волна вытащила на берег, и они вместе с нами выпрыгнули на песок из разбитого корабля.
Но дальше надо двигаться по суше и изобретать колесо вместо весла. Вот так вот нам повезло. Не исключено, что нашим детям придется изобретать самолет, но сейчас задача – в принципе научиться изобретать новое, а не совершенствовать весла, чем человечество успешно занималось много-много столетий. Нам так тяжело не потому, что мы «какие-то не такие», а потому что задача перед нами «какая-то не такая». Эту задачу еще никто никогда не решал, поэтому глупо утверждать, что кто-то до нас справлялся лучше и нам есть, на кого равняться. Нет, нету. Мы – первые. Равняться будут на нас.
Автор: Ирина Шрейнер Меня очень утомили разнообразные вариации на тему того, что «детей растить на самом деле легко», а если маме тяжело – это что-то не так с мамой. Особенно, когда начинаются ссылки на «а вот раньше… (корову доить, огород пахать плюс семеро по лавкам) зато теперь… (памперсы, садики, пылесос, микроволновка)».
Нет, детей не стало легче растить. Детей стало значительно труднее растить.
Во-первых, возросло абсолютное количество ресурсов, требуемых на выращивание ребенка. Согласитесь, есть разница, выращиваешь ты в результате крестьянского Васю, для которого три класса церковно-приходской школы – это о-о-о какое образование (да и без того можно обойтись), а вопрос культурного отдыха сводится к посещению кабака, кулачным боям «стенка на стенку» и прочему «погнали наши городских». Или ты выращиваешь как минимум Васю-автомеханика со средним профобразованием (суммарно 12 лет обучения) и хочешь, чтобы в его жизни присутствовали другие интересы, помимо, извините, пьянки и мордобоя. Это я не говорю про мечты вырастить Василь Василича с в\о без в\п. И я сейчас про материальные ресурсы вообще не говорю! То есть вопроса «сыт-одет-здоров» я не касаюсь.
Требуется на порядок больше временных, эмоциональных и интеллектуальных ресурсов на выращивание одного представителя вида «гомо сапиенс». И, между прочим, давайте посмотрим правде в глаза: в те буколические давние времена, как только семья выходила за рамки непосредственного выживания и хотела Васю чуть покруче, чем «выпить пива и подраться», тут же начинались няньки, гувернеры и пансионы. На худой конец – кухарка в роли бытовой техники.
Во-вторых, у любой современной мамы есть Универсальный Поглотитель Ресурса: ответственность. Давайте посмотрим, где он был раньше и откуда взялся. Что было раньше?
Раз. Расширенная семья и соседская община. Что в деревне, что в городе: ремесленный квартал, слобода – некое объединение людей в круг «своих» по тому или иному принципу: социальному, профессиональному, родственному… В соответствии с этим в уходе, присмотре за ребенком, воспитании принимало участие ненулевое количество народу. Соответственно с этим происходит и разделение ответственности за ребенка на n персон.
Два. Старшее поколение. До крайне недавнего времени изменение условий окружающей жизни не происходило с такой скоростью, и межпоколенческая трансляция опыта имела смысл. Чисто бытового, практического опыта. Как пеленать, чем кормить, куда смотреть… Сейчас 80% опыта предыдущего поколения просто утратило актуальность. Пока ты полагаешься на опыт старшего поколения – ты опять делишь ответственность за результат своих действий и выборов с кем-то. По большому счету – с культурной традицией. Ее больше нет. Опыта старших поколений как щита и опоры тоже больше нет.
Три. Существенно меньшие возможности и существенно более узкий выбор. Даже если считать, что «тогда» ребенку грозило значительно больше опасностей (что само по себе спорно), возможностей их предотвратить было значительно меньше. Человек просто ничего не мог предпринять. Разве что совершать какие-то ритуалы для снижения тревожности. Нет возможности влиять на ситуацию – опасность есть, а ответственности нету. Не может быть ответственности там, где нет инструментов влияния на действительность. Делать или не делать прививки?.. Выбор? Выбор. Ответственность? Ответственность. А когда нет прививок? Да, опасность заболевания есть. Но ни выбора, ни ответственности нет. Страх? Пожалуйста. Фатализм? Сколько угодно. Но ответственности – нет.
Один из самых страшных страхов человеческих – страх потери контроля. Но для него нужна хотя бы иллюзия контроля над ситуацией. Опять же, на снижение тревоги хорошо работают обряды и ритуалы. Увы, мы уже слишком рациональны для того, чтобы в них верить, но еще недостаточно для того, чтобы в них не нуждаться. Поднимите руку, кому всерьез полегчает, если на детской пеленке вышить оберег в виде уточки?.. Опять же, та самая культурная традиция и межпоколенческий опыт не давали особой «вилки» выбора. Было четко известно, как правильно. А сейчас методик, течений и направлений столько, что уши вянут. Есть сейчас выбор? Да не то слово! Утопиться в нем можно. А где выбор – там ответственность за его последствия.
И это всё не говоря уж о том, что в целом акцент ответственности сместился на маму. Бабушка творит какую-то ерунду, кормит ребенка аллергенами или засаживает за мультики? Кто творит ерунду? Бабушка. Кто отвечает? Мама. Контролируй бабушку или не доверяй ей ребенка. Твоя ответственность. Врач допустил какую-то ошибку. Кто ошибся? Врач. Кто отвечает? Мама. Не так врача выбрала. Ну да, именно потому, что сейчас есть выбор. Это хорошо, когда есть выбор. Но ответственности от этого не становится меньше. Ее становится больше. Даже в случае нехватки материальных ресурсов, общество маме не помогает. Оно ее карает. Потому что она виновата и не справилась с ответственностью.
А чего не было «в давнее, давнее время, когда…»? Не было «самореализации» и «раскрытия личностного потенциала». Никогда перед родителями не стояла задача сделать так, чтобы ребенок реализовался как личность, раскрыл собственный потенциал, и всё такое прочее – что нам сейчас кажется необходимой целью наших родительских усилий. Во все предшествующие времена целью были интересы группы, а не интересы индивида. Кто, чем и для чего будет заниматься, какие способности развивать – зависело от решения главы семьи. Который исходил из интересов семьи и\или домохозяйства, а не из чьего-то личностного потенциала.
Ломоносов из дому ночью сбежал (хочется сказать «пешком по шпалам», вот только шпал не было), с одной запасной рубахой и парой книжек, которые подарил сосед (!). Никакой поддержки семьи, какое там. Фому Аквинского, который всего-то хотел быть монахом, братья попросту украли из монастыря, хотя вроде бы чем им-то мешало, что старший брат отказался от наследства в их пользу и вступил в нищенствующий орден?.. Какое там! Знатная, влиятельная семья, а значит, сын – это ресурс! Ресурс, который принадлежит семье, а не сам себе. Хочешь в церковнослужители? Не вопрос! Бенедиктинский орден, с перспективой в кардиналы… Какие нищие доминиканцы?! Связи, политическое влияние – наше всё. Ты должен находиться на таком месте, где сможешь служить интересам семьи. Итальянская высшая артистократия и холмогорские поморы равно не интересуются: чего человек сам-то хочет и какой у него там «потенциал» (даже если это потенциал великого ученого или вообще святого). И это в среднем норма.
Ребенок (как и любой другой член семьи, собственно) – это ресурс. Принадлежащий семье в целом и служащий ее интересам, а не своим. Это всегда было нормой. До самого последнего времени. Еще предыдущее поколение в массе своей активно «знало, как надо» за детей. Наверняка у каждого (кому лично не досталось по полной) есть знакомый, а то и не один, которого «пошли» в тот институт, в какой считали нужным родители, потому что «кому сейчас нужны филологи», «театральный?! ты в своем уме?!», «худграф? и что у тебя будет за профессия?»…
От личной жизни отвязались все же несколько раньше. И то только потому, что пропали экономические обоснования. Брак перестал рассматриваться как инструмент политического или экономического союза, необходимого семье в целом. Да и выбор жизненного пути ребенком перестал быть основой выживания семьи (социалка, такая социалка…).
Но отголоски тысячелетней традиции рассеивались очень медленно. «Вывести в люди». Вырастить полезного члена общества. Чтобы был востребован социумом, а не жил в гармонии с самим собой. Нет, это тоже неплохо – но лучше бы заточить и обтесать так, чтобы оно совпало. Вот цитата из ЖЖ: «Говорю: “Я выхожу замуж!” Бабушка спрашивает: “За москвича?” – “Да”. Она: “Ну поздравляю! Поздравляю, внученька, как же тебе повезло!”» Да и меня бабушка, бывало, спрашивала: «Не понимаю, почему ты всё никак замуж не выйдешь? У тебя же есть московская прописка и двухкомнатная квартира!» Нет, они не плохие и не циничные. Просто за ними стоят тысячи лет традиции, а за нами – уже нет.
А сейчас родители (в первую очередь, опять-таки мама) – в ситуации «поди туда, не знаю куда». Задача – раскрыть потенциал. Другого человека, ага. Свой-то поди раскрой, не сломав голову. Развивающую методику? А какую из …дцати? Водить на всякие-разные кружки, да как бы не пропустить именно тот, нужный… Не водить? Пусть сам выбирает? А вдруг не выберет? А вдруг он просто не узнает про волшебное «это самое»? А вдруг, наоборот, перегружу? Это очень похоже на поиски клада. Без карты, компаса и лопаты. Потому что их еще не изобрели, да. Потому это всё еще в процессе: задача слишком новая. Но ее уже нужно решать. Как – никто толком еще не знает, но уже надо.
Никогда, за все время существования человечества, воспитание ребенка не требовало такого количества ресурса, в первую очередь – личностного.
Никогда, за все время существования человечества, материнство не роняло на голову женщине такого груза ответственности.
Никогда, за все время существования человечества, перед родителями не стояло таких целей и задач, которые стоят сейчас. Задач, алгоритма решения которых не существует – пока или вообще…
Но ведь раньше же как-то справлялись, да? В несоизмеримо более тяжелых условиях. Да, справлялись. Но те, кто так говорит, забывают добавить: с несоизмеримо более легкой задачей.
И заметьте, я тут вообще не касаюсь таких вещей, как пресловутый личностный потенциал самой матери или степень вовлеченности женщин в общественное производство. Это всё на 100% касается домохозяйки, область самореализации которой – воспитание ребенка. То есть вообще никакого гандикапа.
Девочки, так уж вышло, что мы оказались на передовой. В авангарде человечества. Протоптанные дорожки закончились, и не только в вопросах воспитания детей. Очень много протоптанных дорожек закончилось тут, на нашем веку. Поколение до нас еще сколько-то проехало по инерции, придерживаясь старого направления, но и инерция тоже закончилась. Это именно нам приходится – без карты, компаса и лопаты. Именно от нас зависит: что будет дальше? Куда пойдет человечество? Потому что будущее человечество – это те, кого мы сегодня носим на руках. Конечно, они тоже пойдут потом сами, конечно, они смогут исправить какие-то наши ошибки. Но именно за нами задача научиться прокладывать путь по бездорожью, не падая и не ломаясь. И научить их.
Никто до нас этого не делал: мир менялся очень медленно. От каждого нового поколения требовался только крохотный новый шажок. Мир начал быстро меняться все-то два-три поколения назад, и этим поколениям еще хватило инерции, накопленной за прежние века. Как будто люди долго плыли на корабле, привыкли, научились… Прабабушки и бабушки попали в полосу прибоя. Наших родителей последняя волна вытащила на берег, и они вместе с нами выпрыгнули на песок из разбитого корабля.
Но дальше надо двигаться по суше и изобретать колесо вместо весла. Вот так вот нам повезло. Не исключено, что нашим детям придется изобретать самолет, но сейчас задача – в принципе научиться изобретать новое, а не совершенствовать весла, чем человечество успешно занималось много-много столетий. Нам так тяжело не потому, что мы «какие-то не такие», а потому что задача перед нами «какая-то не такая». Эту задачу еще никто никогда не решал, поэтому глупо утверждать, что кто-то до нас справлялся лучше и нам есть, на кого равняться. Нет, нету. Мы – первые. Равняться будут на нас.
Автор: Ирина Шрейнер
Где-то спорно, но есть о чем задуматься.
Наташа, уж в этот-то раз никакой Тунис мне не помешает) Запиши меня обязательно)
У нашей владимирской вальдорфской школы - прекрасные показатели поступаемости в ВУЗ. Не помню позицию в общевладимирском рейтинге, но помню, что в первых рядах.
- если это действительно так, то это не "вальдорфская" школа.
Что именно - надо будет уточнить. У настоящих "вальдорфцев" - нелады с естественно-научными предметами как минимум. Да и с другими предметами, кроме - по идеологи Штайнера, они, вальдорфские дети как-бы втягиваются в параллельный мир, уходят от реальности, а потом и вовсе от социума.
Если кто-то из модифицировал вальдорфа, то это уже не вальдорф.
Зачем же пугать людей и родителей? Ведь менее всего знают о детях от рождения до 7-ми лет именно вальдорфские педагоги: ни психологии, ни физиологии, ни социологии и педагогики они не знают - у них всё свое, мистическое и потустороннее.
Почитайте Штайнера: он ставит задачу увести детей от родителей и окружающего мира в совсем иной мир, смесь буддизма, эзотерики, субьективного идеализма - как у Высоцкого: "хорошую религию придумали индусы"... Дети будут твердо уверены, например, что Гитлер после смерти возродился ... в крокодила, потому что в прошлой жизни был плохой... Если мамочка как следует заплатит, то ребенку придумают, ну, очень красивую легенду происходжения: прилетел, мол, ребенок со звезды, из созвездия Гончих Псов или Андромеды и т.п. и т.д.
Можно было бы назвать это уводом ребенка в мир грез, откуда возврата не будет. И что потом мама будет делать?
Пусть, например, ответит консультант на простой вопрос: как Штайнер объясняет леворукость ребенка? Почему у других педагогов дети начинают читать, считать - раньше, чем ходить? Почему у Никитиных все семеро детей ещё в 1968 году показали IQ выiе 150 баллов? Почему у них дети не болели? Используется ли в вальдорфских садах "Стадион в квартире" Скрипалева, и как Вы предлагаете решить вопрос с укреплением здоровья или это не входит в задачи Штайнера? Когда ребенок будет знать ноты и записывать свою музыку и используется ли методика "Знать ноты - раньше, чем ходить"? Будет ли ребенок рисовать профессионально, или малевать как Малевич и Шагал, и имитировать рисование, как Пикассо, потому что их вера запрещала им делать изображения людей?
Я хочу записаться на консультацию и услышать ответы на эти вопросы.
Конкретные ответы живо вам покажут, что такое "антропософия"... Или, докажут, что наши владимирские вальдорфы давно выкинули бредятину Рудольфа Штайнера и оставили лишь одно название вальдорф для красного словца, для пиара...
а мне не даёт покоя вопрос, не могу для себя ответить: почему и как кто-то может научить меня приятно проводить время с моими детьми? почему тысячи лет родители знали как это делать, а мы теперь делаем не правильно что ли?... это не в критику, а узнать ваше мнение интересно
Мультик: а мне не даёт покоя вопрос, не могу для себя ответить: почему и как кто-то может научить меня приятно проводить время с моими детьми? почему тысячи лет родители знали как это делать, а мы теперь делаем не правильно что ли?... это не в критику, а узнать ваше мнение интересно
- попробую выразить свое мнение.
Напрасно Вы думаете, что люди знали это тысячи лет - как раз наоборот: не знали и до сих пор не знают миллиарды людей об этом.
Моё мнение слишком простое: созданы специально многие институты и академии для того, чтобы люди не знали, как правильно общаться с ребенком приятно и с максимальной пользой для ребенка и родителей. Если не слушать психологов и педагогов, которые обучены отнимать знания того, как общаться с ребенком правильно, тогда может получиться правильно общаться с ребенком. Но для этого необходимо, все-таки, найти знания и методики, которые действительно нашли правильные методы общения с ребенком. Такие знания и методики, на мой взгляд, существуют и они уже упоминались - это и выход, и спасение для всех родителей.
Конечно, вальдорфцы что-то обещают, но мне кажется, именно они - последователи Р. Штайнера - менее всего знают, что нужно знать о ребенке с рождения и до 7-ми лет. Ну, а дальше - общаться уже будет поздно - ребенок будет полностью подконтролен только им Посмотрите, почитайте Р.Штайнера и его последователей - к семи годам они просто уводят ребенка в свою организацию, в свой параллельный мир... Конечно, и некоторые педагоги попадают в этот своеобразный, потусторонний мир, из которого так же сложно вырваться, как из тоталитарной секты. Но это, можно сказать - утонченная тоталитарная секта, опирающаяся совершенно бредовые выдумки Рудольфа Штайнера - для того чтобы понять это, достаточно почитать этого самого Штайнера, основателя "вальдорфских школ". Но СМИ, и популяризаторы будут скрывать правду про фальдорфа, как и о многих других методиках, которые импортированы в нашу страну для уничтожения образования и интеллекта.
Можно очень много перечислять ложные цели и ловушки для родителей, но от них можно избавиться очень просто: обращайте внимание на результаты!
Ведь если результаты хорошие и отличные - тогда и ребенку, и родителям будет приятно. Это значит, что время Вашего общения с ребенком потрачено (или вложено) не зря.
Вам можно поступить очень просто: проследить результаты разных методик развития ребенка до года, в два года, в три и так далее...
После этого Вы сможете выбрать самую лучшую методику или детский сад, или школу - потому что если есть хорошие результаты, то это могло быть достигнуто только в результате того, что маме, родителям было приятно общаться с ребенком. Вот и весь секрет выбора методики приятного общения с ребенком.
Но если результатов хороших или выдающихся нет, то даже самая "лучшая школа" не стоит и ломаного гроша, и часа Вашего времени, потому что она просто отнимает у Вас и ребенка время и деньги, ничего не давая взамен.
Это относится, например, к нашему обычному традиционному образованию, как дошкольному, так и школьному: школа или детский сад могут быть хорошими, там могут учить приятно общаться с ребенком, но они не дают никаких интересных результатов. Это означает, что ребенок к 18-ти годам не получит ничего, кроме аттестата зрелости - "диплома грузчика".
А ведь есть методики и программы, которые позволяют так приятно общаться с ребенком, что он с удовольствием и радостью сможет не только стать хорошим человеком, но и получить 2 - 3 диплома вуза!
Невозможно себе представить чтобы ребенок чего-то достиг бы без великой любви и радости. Любой, кто занимался с малышами скажет, что ребенка невозможно сподвигнуть ни на какие успехи и достижения, без его желания и приятных занятий.
Так что если у школы или в детском саду есть выдающиеся и феноменальны результаты, значит там было самое приятное, выдающиеся и феноменально комфортное общение с ребенком!
А теперь по делу.
Существует есть разные подходы, в основном, дремучие и устаревшие.
Если следовать концепции Штайнера - то это будет приятный и необратимый увод ребенка в мистику. То есть, в никуда - в конечном счете. Я не могу знать, как во владимирском вальдорфе изменили и модифицировали Штайнера.
Если следовать традиционной педагогике, то это будет "воспитание примитивного человека" по методикам и воззрениям отставшим на 350 лет.
Поэтому и ищут родители выход: как спастись от традиционной педагогики и вальдорфской ловушки?
Впервые в Большой России нащупал правильный выход для родителей Борис Никитин: он создал фактически то, что Вы ищете: "родительскую педагогику". Скачайте и почитайте все книжки гениального Б.П. Никитина - и Вы, надеюсь, всё поймёте - только не слушайте злопыхателей. Помните всегда: критикуют книги Б. и Лены Никтиных только враги детей и родителей, которые не хотят, чтобы Вам было приятно общаться с ребенком и чтобы Ваш ребенок нормально развивался и вышел по баллам IQ примерно на уровень гениев. Причем этот недосягаемый для миллиардов людей и вальджорфцев показатель делается в простых играх!
Напоминаю, что эта феноменальная методика приятного общения была создана ещё в 60-х годах.
Ну, а дальше, я думаю, что вы сможете многого достичь, как в духорвном, так и в интеллектуальном направлениях. Но это будет самый начальный ликбез, хотя уже после этого Ваш ребенок будет недосягаемо высоко развит по сравнению с вальдорфами и другими методиками.
Но затем, как я понимаю, наконец, начался с 1970 года новый, настоящий научный этап науки о родительской педагогике - его можно назвать "кибернетический". Были созданы игровые методы воспитания детей основанные на теории управления, нейрофизиологии, теории распознавания образов и моделей самообучающихся систем. Оказалось, что мозг ребенка - это большой и мощный биокомпьютер нового поколения, которое ещё неведомо таким наукам, как математика и информатика... За дело взялись математики, психологи и программисты: в 1949 году вышла книга Норберта Винера, который вместе с психологами начал наконец, научно исследовать проблему обучения человека и компьютера.
Они давали невероятные, фантастические результаты: школьная программа супер-биокомпьютером, оказывается, осваивается ещё в детском саду, а вузовская программа - в средней школе и по десяти направлениям профориентации!
Но надо было проверить теорию на практике. Эти результаты можно посмотреть в Интернете. Оказалось, что ребенок, как компьютер нового поколения, очень любит обучаться и делать это не только с первых дней после рождения, но и ещё в период беременности матери. На самом деле, ему ничего не надо, кроме как кушать, спать и учиться, учиться и учиться! Так, программистом П.В. Тюленевым в основу методик приятных занятий и общения с детьми были положены все азы компьютерного программирования операционных систем (BIOS, "начальная загрузка", "загрузка драйверов", "самотестирование" и т.д.), а также "теория общения" Брудного (Университет тогда ещё, 70-х годах в г. Фрунзе), теория распознавания образов и модели персептрона (Новосибирск), которые помогли разработать принципы построения приятной для ребенка развивающей среды для ребенка. Специалисты пишут, что так возникла новая наука о приятном и игровом общении и Интеллектика и методы интеллектуального развития - сокращенно МИР.
Эксперименты показали и был сделан вывод, что ребенок в 99 % случаев плачет и капризничает только тогда, когда ему не дают учиться и заниматься саморазвитием по полной программе, можно сказать - вуза! Школьную программу ребенок щелкает как семечки и проходит до 8-9 ти лет – в игровой форме, не лишая себя детства, и даже наоборот – несказанно обогащая это детство.
Так что, моё мнение такое: если Вы хотите, чтобы ребенку было с Вами приятно общаться - немедленно давайте ему высшую математику, как Софье Ковалевской, которая стала первым доктором наук по математике, обучайте литературе, 20-ти языкам, праву, как гениального русского писателя Грибоедова, который ещё 200 лет тому назад к 17-ти годам получил 3 диплома МГУ и за которым потом охотились спецслужбы Британии – о чем скоро расскажет новый фильм Никиты Михалкова….
Обучайте ребенка географии, истории, химии, программированию и так далее - все эти методики проверены, видеозаписи результаты выложены в Сеть и Вы их легко найдёте и получите в Интернете.
Интересно, что и в психологии теория приятного общения существует и тщательно скрывается от педагогов и родителей: исследования выдающегося психолога Эфроимсона и многих других честных психологов и врачей (Глена Домана, из США, например) показали, что дети запрограммированы на обучение с первых дней: они запоминают практически всё и навсегда - целые страницы текстов, формул и так далее.
Они, детишки, плачут, когда им этого не дают! Ну, а если будете давать не очень трудное и полезное, тогда будете плакать Вы – дети будут отставать в учебе, потому что давали не взрослый материал, а легкий, детский, обманывали сказочками всякими…
Это называется импринтинг - он длится до 4-6 месяцев. Затем наступает фаза импрессинга - абсолютное запоминание сменяется избирательным и ослабевает. Посмотрите «закон о НУВЭРС» в Интернете.
Поэтому надо дать самые важные знания до того, как ребенок начнёт ходить! - тогда он никогда не будет плакать и будет постоянно радоваться - всю жизнь - и Вам будет с ребенком приятно общаться.
Вот такие выводы можно сделать из таких методик как читать, считать, знать ноты, предпринимать ... - раньше, чем ходить - оказалось, детям нужно всё и сразу, и они сами лучше нас во всём разберутся - им это очень приятно делать. Таковы новые, открытые и проверенные до 1988 года в России (Тюленев) и в США (Доман) законы психологии детей от рождения до 7-ми лет.
Даже в Японии Масару Ибука, президент выдающейся фирмы SONY, в 70-е годы написал замечательную книгу, изложил, как я считаю, многочисленный опыт стран и народов о приятном общении с дитём: "После трёх лет - уже поздно!" - то есть, начинать заниматься и обучать ребенка после трех лет - поздно, будут неприятности...
Нам же навязываю методики, которые приучают ребенка к безделью аж до 7-ми лет, и дают потом то, что на самом деле, дети способны освоить ещё до 1 - 2-х лет.
Вот из-за того, что родители их, фактически, обкрадывают и лишают счастливого будущего, они и плачут и капризничают...
Сообщение отредактировал mimaxi - Четверг, 23.10.2014, 02:56
Как поет мой любимый Гребенщиков, "каждый видит лишь то, что в нем уже есть"
Eliton, на семинар можно записаться - написав мне в ЛС ФИО и моб тел для контакта или позвонив (9190102314): .
Мультик, задать все вопросы педагогам можно прямо на семинаре. Приезжай.
У меня, конечно, есть понимание. Но я не готова отвечать на вопросы как специалист. Боюсь, что это будет как в анекдоте: - Ты слышал Битлз? - Да, фигня какая то. Картавят, шепелявят. - А где ты их слышал? - А мне Изя вчера по телефону напел.
"Напел" Вам про неуча Рудольфа Штайнера, не Изя, а некий господин Адамский, в педагогической среде - "эвриканец" - никогда не занимавшийся ни педагогикой, ни психологией, имеющий диплом по физике, и получивший американские гранты в начале 90-х годов - на развал российского образования.
Александр Адамский – сегодня его называют теневым идеологом школьной политики. В качестве председателя Cовета сети федеральных экспериментальных площадок Минобрнауки РФ г-н Адамский контролирует всю экспериментальную деятельность в области российского образования, в значительной мере влияя на пути его развития. Реформаторский посыл Александра Изотовича, скажем так, предельно радикален. Сегодняшних родителей он называет «поколением неудачников», «поколением нищих, потерявших всякое право делать замечания и наставлять на путь истинный других», «судить своих детей и… давать им уроки добра и справедливости». Традиционная система образования для г-на Адамского – лишь «муштра», «показуха» и «огромная куча мусора». Достоинство нового образовательного стандарта, по словам Александра Изотовича, состоит в «идеологии индивидуального образования, идеологии выбора». - а выбрать, по-Адамскому, надо штайнеровскую бредятину о переселении души! Смотрите оригинал материала на сайте "Совершенно секретно" : http://www.sovsekretno.ru/articles/id/2758
В материалах "Всероссийского Родительского Собрания" А.И. Адамский, не знакомый ни с педагогикой, ни с психологией, проходит в разделе "Разрушители российского образования". Вот тут есть анализ деятельности Адамского и вальдорфских школ: http://arhiv.oodvrs.ru/article/index.php?id_page=17&id_article=377
Вот что об Адамском говорит В.Путин: СЕРИЯ: «РАЗРУШИТЕЛИ российского образования» «... не всем нравится стабильное поступательное развитие нашей страны. Растет и поток денег из-за рубежа, используемых для прямого вмешательства в наши внутренние дела» (Президент России В.В. Путин)
Вот что пишут про главного вальдорфа страны, А.И. Адамского финансируемые им "учителя":
«Адамский Александр Изотович – человек, который дает эвриканцем понять, что они еще не сошли с ума, а занимаются объективной и интересной работой»
"Таким образом, в научной среде недавно защитившийся кандидат наук Александр Изотович никакого серьезного признания как ученый-педагог не имеет. Равно не известны научной общественности и его серьезные научные работы по педагогике или образовательному праву, если не считать таковыми газетные и журнальные статьи, интервью, выступления и т.п. О какой-то серьезной педагогической практике, педагогическом опыте А.И. Адамского так же говорить не приходится. В 1982 г. им получен диплом физического факультета ГПИ им. В.И. Ленина, но о его длительной систематической педагогической работе хотя бы просто учителем сведений нет."
И "поёт" этот, судя по всем этим материалам и фактам - "иностранный агент", неуч, шарлатан и мошенник - пропагандирует Рудольфа Штайнера, все вальдорфские школы которого закрыли ещё в 30-х годах за уничтожение менталитета детей и разорение родителей.
Известно, что Рудольф Штайнер, основатель "вальдорфской педагогики" всё поведение детей объяснял реаинкарнациями, переселением души и т.д. и т.п....
Сообщение отредактировал mimaxi - Четверг, 23.10.2014, 11:29
Бегло просмотрев Ваш внушительный пост, я поняла, что Вы сторонница раннего интеллектуального развития ребенка. И пагубные последствия этого - отдельная тема для разговора. Здесь нам точно не по пути. Предлагаю не разводить ПСЕВДОТЕОРЕТИЧЕСКУЮ дискуссию о вальдорфской педагогике вообще в теме о семинаре. Эта тема информационная - про семинар.
Про вальдорфскую педагогику можно завести отдельную тему - дискуссионную.
Я рассказываю и пишу здесь ТОЛЬКО на основе собственного опыта, семинаров, которые я посетила САМА, ЛИЧНЫХ впечатлений от общения с вальдорфскими педагогами и вальдорфскими родителями и вальдорфскими детьми. Я выбрала их, потому что это, на мой взгляд, лучшее, что я могу дать своему ребенку.
Как я писала, путь мой был тернист))): через раннее развитие, доманов, монтессори, английский с 2х лет, ибуки, дьенеша, проныривание и проч. и проч.
Сообщение отредактировал Foosa - Четверг, 23.10.2014, 12:24
Пусть, например, ответит консультант на простой вопрос: как Штайнер объясняет леворукость ребенка? Почему у других педагогов дети начинают читать, считать - раньше, чем ходить? Когда ребенок будет знать ноты и записывать свою музыку и используется ли методика "Знать ноты - раньше, чем ходить"? Будет ли ребенок рисовать профессионально, или малевать как Малевич и Шагал, и имитировать рисование, как Пикассо, потому что их вера запрещала им делать изображения людей?
это мне напомнило анекдот из Вконтакте Новая методика развития: в 4 месяца ребенок знает буквы, в 8 сам читает, в 1 год сам ползет к психотерапевту)
Главная цель вальдорфской педагогики - затормозить развитие детей. Необходимо рассказать родителям, что эта педагогика создавалась для детей рабочих табачных фабрик - рабочие не должны ни к чему интеллектуальному стремиться, не должны ни о чём особенно думать... Карьера им вовсе не нужна, как и в "Домах ребенка" Марии Монтессори, которая категорически запрещала - согласно уставу Дома ребенка и в своих книгах - заниматься с детьми до 3-х лет. Так, Мария Монтессори запрещала даже произносить слово игра - вместо этого разрешалось говорить "работа".
Дети рабочих должны быть свободны от игр и творческого труда! В "вальдорфских школах" Рудольфа Штайнера тоже запрещены все науки, кроме некоторых понятий, которые необходимы рабочим табачных фабрик. Конечно, некоторые недисциплинированные последователи пытаются что-то добавить вместо того, что завещал мистик и мракобес Р. Штайнер - иначе все бы просто шарахались от вальдорфа. ...
Но почему бы не рассказать родителям о положительном опыте в других педагогиках, проверенных веками? Может кто-то подскажет обзор какой-нибудь, с результатами? Я как-то видела статью: "Сорок лучших методик воспитания детей" или что-то в этом роде. Но всё это девается куда-то из Интернета. ...
Например, обучение ребенка чтению в иудейской педагогике отцом начинается не позже 6-ых суток после рождения, а именно - в первую же субботу. Мои знакомые в Израиле подтвердили: в семьях ортодоксов дети сами свободно читают не позже 3-х лет! Задача "традиционного образования" и "вальдорфской педагогики" - во что бы то ни стало скрыть этот факт от незадачливых родителей.
Но от фактов не сбежишь и не спрячешься: 3 тысячи лет истории человечества доказали, что их дети, обучаемые и воспитанные в иудейской традиции с самого рождения не "ползут" к психиатру, а в банки, в ученые, во врачи, в руководящие должности, в лидеры и элиту общества и т.д. и т.п. Ну, а Школа табачной фабрики Вальдорф-Австрия ставит крест на всех этих "маршрутах" ползунков. ...
Хорошо известно, что это антивальдорфское обучение приводило и ведёт не к психиатру, как врут вКонтакте, а к тому, что "Тысячи лет назад, когда неграмотность среди других народов была поголовной, когда даже их цари и короли не могли читать и писать, среди евреев неграмотных почти не было, и везде, даже в изгнании, у евреев были свои академии" - см. Исраэль Бен Шимон, "Если ты еврей", ч. 164.
Матери же, согласно иудейской педагогике, обязаны начинать воспитывать ребенка с самого зачатия - специальным, особым поведением, целым рядом предписаний, специальным питанием и т.п. "иудаизм требует начать воспитание детей ещё до их рождения, что достигается особым поведением будущей матери" - см. Исраэль Бен Шимон, "Если ты еврей", ч. 163.
Сегодня родители могут наблюдать и другой пример того, когда и чему надо обучать от 0 до 7-ми лет. Так, отцам-мусульманам и матерям-мусульманкам но там предписано обучать Корану с 4-го месяца беременности - по пять раз в сутки! ... Но там - несколько иная программа: 27 сур Корана из 104-х запрещены Верховным Судом, например, в Казахстане, как экстремистские - там мусульманам предписывается любой ценой, даже терактами, путём тотального уничтожения акумов (христиан) и иудеев ползти в глобальное "исламское государство" и грантировать себе попадание в рай - что мы и наблюдаем сегодня в Сирии, Курдистане, Афганистане, Канаде и по всему миру...
Таким образом, ясно, что "вальдоррфская педагогика", придуманная неучем Рудольфом Штайнером, мистиком и мракобесом, а так же распространяемая усилиями "иностранного агента" Александра Изотовича Адамского, предназначена исключительно для того, чтобы не дать родителям узнать правду о воспитании детей от 0 до 7 лет.
Убеждена, что именно вот эту тысячелетнюю правду о детях от 0 до 7-ми лет надо рассказать на семинарах. Я согласна с некоторыми родителями - надо знать результаты нескольких методик, чтобы понимать, о чем будут толковать на семинаре вальдорфских педагогов, монтессорианцев и других иностранных, заморских методик? Ведь все они засланы в Россию не с добра - кто же будет помогать воспитывать конкурентов?
Хочется сказать: родители и педагоги - будьте бдительны!
Но я, пожалуй, тоже запишусь на семинар, чтобы знать, как не надо воспитывать детей.
Сообщение отредактировал mimaxi - Пятница, 24.10.2014, 12:53
Mimaxi, я, конечно, уже давно не вчитываюсь в Ваши длинные чужие копипасты из серии "кругом враги" и "пишем и читаем в утробе матери"
Собственного опыта знакомства с вальдорфской педагогикой, я так поняла, у Вас нет. А раз нет - ну о чем тут разговаривать? О газете "совершенно секретно"?
Я Вас попросила в предыдущих постах и попрошу еще раз - все дискуссии о вреде и пользе тех или иных педагогик - пожалуйста, в специальных темах, этому посвященных.
Здесь информация только про семинар.
Хотите придти на семинар? Запишитесь, пожалуйста. Как в анекдоте "узнаете много нового"
Я не хочу воспитывать ребенка как рабочего табачной фабрики Вальдорф-Австрия!
Но мне хочется одного: пробудить совесть у так называемых "вальдорфских педагогов".
Я всегда считала, что педагоги - это, пожалуй, единственная профессия, где ещё сохраняется совесть, и, как мне казалось, волнует забота о будущем страны, где жить нашим детям. В данном случае - России...
Наивно, наверное. Конечно, это не относится к тем, о которых говорит Путин, "те, кто, имея российский паспорт в кармане, работает на чужое государство". Они будут, как ваш начальник Адамский до конца работать на "чужое государство", ведь вальдорфские школы изначально финансировались из-за океана и цель была поставлена конкретная: уничтожить остатки советского образования...
Например, в Германии обнаружили, что целью отрыва ребенка вальдорфом в другую ментальную систему, изобретенную Рудольфом Штайнеров, было подписание такого контракта по которому всё имущество богатых немцев переходило бы в руки "вальдорфской школы".
Не могли бы Вы нам сразу показать этот текст контракта?
Неужели "вальдорфские педагоги" не догадываются, что и по документам из истории вальдорфа, и по всем параметрам и нежеланию обсуждать конкретные обещаемые результаты, видно, что педагоги школы "Вальдорф-Австрия" работают на чужое государство?...
Моя интуиция никогда меня не обманывала: я чувствую, что в течение 1-2 лет вальдорфские школы будут полностью запрещены на территории России, как была запрещена деятельности Британского Совета по образованию, который вел антироссийскую деятельность - распространял англосаксонскую фашистскую идеологию....
Я бы на Вашем месте начала заблаговременную подготовка и собрала и сохранила доказательства деструктивной деятельности вальдорфских школ во главе с А.И. Адамским на территории России - ведь даже если не заговорит совесть педагога, рано или поздно заговорит закон...
Для всех вальдорфских педагогов это тем более актуально в связи с тем, что фактически США объявили педагогическую (преэмптивную) войну всем странам и лучше всего с задачей превращения детей в "траву", в "растения" справляется именно "вальдорфская педагогика"
Многие творческие натуры попадаются в сети вальдорфа. Наверное, и Вы - из их числа. Но неужели, знакомая с результатами разных методик, не поняли, куда попали? Либо Вас купили, либо Вы имеете "запасной ажродром" где-нибудь за рубежом... Признайтесь?
Я знаю, как, например, рвались педагоги и психологи в организацию АУМ Сенрико - там было столько откровений! Лидер этой секты не сходил с экранов телевидения... Все казалось, что вот - появилась новая эра в развитии человека, просветление сознания... Невозможно было остановить педагогов и активных граждан - все они мечтали и рвались в АУМ Сенрикё! Оказалось, система маркетинга и проведения семинаров была тщательно продумана и проработана: там вешали такую же длинную лапшу на уши, как это делают и вальдорфские школы! Но вдруг наиболее активное крыло совершила теракты в токийском метро - и только тогда деятельность этой секты была запрещена во всех странах...
Вальдорфы вряд ли будут устраивать теракты - сама пропаганда "учения", антропософии Рудольфа Штайрена - это и есть теракт против сознания, интеллекта и против будущего любого ребенка - если сказать кратко - вальдорфские школы делают детей навсегда ментальными инвалидами.
Приведите пожалуйста, какие- нибудь беседы на бытовые, светские или политические темы с выпускниками вальдофских школ? На сто лет существования этих школ наверняка такие видеодокументы имеются.
Жив ли хоть один вальдорфский воспитаннник старше 30-ти лет? Сколько они живут?
Мне кажется, тогда бы многое встало бы на свои места: тайное бы стало явным. ...
Я не против педагогического поиска и экспериментов.
Вот, например, сама разрабатывала такое новое направление: "Лечение игроманов и интернет-зависимых детей в вальдорфских школах". Вальдорфские школы можно рассматривать как способ изоляции детей от порочного общества - но, к сожалению, вальдорф втягивает детей в ещё более порочное общество, и никак последователей "антропософии" Р. Штайнера не переубедишь ...
И самое прикольное, в Вашем тексте слова "вальдорф" и "штайнер" можно на любые заменить - ну там на "славянофильство" и "Белинский" или "после трех уже поздно" и "Доман") А все типа "заговор", "Путин", "это все чтобы погубить Россею", "мы все умрем", "собирайте доказательства", "вас всех посадят" - все равно останется в тему Этакий универсальный шаблон для Комсомольской правды
Ну а о воспитанниках и результатах - вначале темы есть много ссылок) Зрячий да увидит)
А из хорошего - недавно наткнулась на отличную статью Цвелика о рисовании с детьми. Всем рекомендую для прочтения и обдумывания. Там не только как рисовать с детьми, а вообще - о том, как с ними общаться. Особенно интересно во второй половине.
Вторая встреча на Доброй Земле 29-30 ноября 2014 ЗНАЧЕНИЕ РИТМА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА И ВЗРОСЛОГО
29 ноября: 10:00-17:15 Теоретическая часть: - что такое ритм: ритм дня, ритм недели, ритм года - как ритм влияет на формирование физического и психического тела ребенка - вдох и выдох: как организовать правильный ритм в жизни ребенка - чем ритм дня отличается от режима дня - нарушение ритма и проблемы развития ребенка - где найти личное время маме маленького ребенка
ВЕДУЩИЕ: - Елена Лутченкова – преподаватель Дошкольного вальдорфского центра. Воспитатель частного детского сада «Путь зерна». 17 лет работает с детьми первого семилетия. Художник, мастер картин из шерсти. Мама четверых детей. (г.Москва)
- Кира Бабич - преподаватель Дошкольного вальдорфского центра. Воспитатель частного детского сада «Путь зерна», г.Москва. Докладчик педагогических конференций, посвященных развитию и воспитанию детей дошкольного возраста. Мама двоих детей. (г.Москва)
- Евгения Столярова – преподаватель живописи школы «Путь зерна» и преподаватель Дошкольного вальдорфского центра, художник, архитектор. 15 лет работает с детьми первого семилетия. Мама троих детей, рожденных дома. (г.Москва)
Ждем родителей детей в возрасте 0-7 лет и будущих родителей. А также всех желающих и ищущих
Стоимость двухдневного семинара: 1 700 руб. /чел. * Посещение одного дня (возможно в исключительных случаях): 1 100 руб./чел.*
*в стоимость семинара включен вегетарианский обед и чай/кофе в чайные паузы. Печенюжки и сладости к чаю участники, по желанию, приносят с собой. ** семинар предполагает присутствие родителей без детей
Foosa, как у вас интересно! Жаль, я не могу присутствовать. Пожалуйста, придумайте вебинары или что-то в этом роде. Чтобы можно было побольше узнать и тем тоже, кто не может семинар посетить. Мне вот очень не хватает информации, а темы у вас как раз самые важные раскрываются.
А из хорошего - недавно наткнулась на отличную статью Цвелика о рисовании с детьми. Всем рекомендую для прочтения и обдумывания. Там не только как рисовать с детьми, а вообще - о том, как с ними общаться. Особенно интересно во второй половине.
то ли я что-то не понимаю, то ли автор считает, что из-за того, что я не парюсь какую дать краску ребёнку он вырастет "бытовым хамом", не способным "принять новое, оценить по достоинству ценности других, найти в них положительное ???" о ужас! скоро под каждый чих подведут какую-нибудь теорию, которая будет говорить, что чихать в присутствии ребёнка с закрытым ртом категорически нельзя, поскольку это препятствует естественному обмену энергиями, необходимому для того, чтобы ребёнок вырос полноценным человеком а о неуверенности в себе родителя говорит не то, что он спрашивает у ребёнка какую ему краску дать (я вообще все даю, они сами берут какая нравится), а то что родитель спрашивает об этом у какого-то дяденьки!
а по поводу той статьи ,что раньше крестьянского Ваську воспитывали, а теперь Василь Василичей....лично я хочу, чтобы мои дети просто были счастливыми людьми и чтобы мне за их поведение не было стыдно (это иногда называют "порядочными", но не очень точно определение). если они будут счастливы будучи добрыми, честными крестьянами или поварами я буду рада.
На Доброй Земле третий семинар о воспитании и развитии детей до 7 лет!
Третья встреча: 31 января - 1 февраля 2015
ИГРА, ИГРЫ И ИГРУШКИ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА - Почему дети играют и почему НЕ играют? Родители в детской игре. - Как и чему учится ребенок, играя? - Во что и как играют дети. - Как организовать пространство для игры. - Игрушки и книги, которые окружают ребенка. - Возрастные особенности игры.
Практические занятия: - Лепка из воска и глины - Рецитация (театр)
Ведущие семинара: Елена Лутченкова – преподаватель Центра Дошкольной вальдорфской педагогики (г.Москва) с 17-ти летним стажем работы с детьми. Мама четверых детей. Кира Бабич - преподаватель Центра Дошкольной вальдорфской педагогики (г.Москва). Работает с детьми 13 лет. Мама двоих детей. Евгения Столярова – преподаватель живописи школы «Путь зерна» и преподаватель Дошкольного вальдорфского центра (г.Москва). Художник, архитектор, мама троих детей.
Семинар состоит из лекций, обсуждений и практических занятий. Проходит в классах большого дома на Доброй Земле.
31 января, сб.: 10:00-17:15 – лекция, работа в кругу, обед, практические занятия. 1 февраля, вс.: 10:00-15:15 – сессия ответов на вопросы, практическое занятие, обед, заключительная часть.
Стоимость: 1 700 руб. за два дня (в стоимость семинара входит обед и чайные паузы. Печенье к чаю участники приносят с собой. Количество мест ограничено. Предварительная запись и подробности 9209255474 Александр Матюшкин или 9190102314 Наталья Нестерова
Эта тема была для меня тоже оочень актуальна несколько лет назад. Поэтому, извините, но не смогла пройти мимо. Вы сказали в начале: "за три года я "прошла" через карточки Домана, блоки Дьенеша, песни Железновой, "после трех уже поздно", пальчиковые игры, всевозможные развивающие студии, английский по Мещеряковой, рамки Монтессори, закаливание и раннее проныривание по Чарковскому, динамическую гимнастику и проч..." это всё "инструменты" и вопрос в том,в чьих они руках, с какой целью их применяют и в какой системе их используют. Иначе получается именно: "мы все учились понемногу, чему -нибудь и как-нибудь....."
Цитатаmimaxi ()
эта педагогика создавалась для детей рабочих табачных фабрик - рабочие не должны ни к чему интеллектуальному стремиться, не должны ни о чём особенно думать...
Совершенно верно, а ещё для СЕЛЬСКИХ школ. Об этом не принято говорить, но эта система была предложена для детей, уже занятых (и они будут заняты всю жизнь) тяжелым ФИЗИЧЕСКИМ трудом. Именно отсюда отсутствие напряженности в умственном труде и особое стремление к развитию творчества, т.к. образ жизни никак этому не способствует. Как в анекдоте: "всё, что нужно-это: читать мешки, считать мешки, бросать мешки".
Именно этот факт в свое время оттолкнул меня от этой системы. Мало того, эта система абсолютно не подходит детям,которые развиты, талантливы, с пытливым умом от рождени.А таких детей в НАШЕЙ стране очень много. Они просто начинают манипулировать этой системой.И со временем Вы рискуете получить обратный результат: ребенок учится не решать, поставленные задачи, а привыкает выворачиваться и приспосабливаться.
Моё глубочайшее убеждение, что мозг-это орган, который необходимо ТРЕНИРОВАТЬ. А любая тренировка-это напряжение.У детей, которых научили получать удовольствие от УМСТВЕННОГО напряжения, появляется потребность в нем(в напряжении). Они сами начинают искать, где бы ещё чего поделать и поучить.
и вот у меня такой вопрос. По жизни так сложилось, что наше "усадьба" расположена от Вашего поселения через дорогу.(Я ещё помню. когда на вашем месте было поле). И всё развитие Вашего поселения прошло на глазах. Мы пересекались с вашими представителями на семинарах. И всегда было направление на исконно русское, православное, традиционное. Как же так получилось, что Вас в вальдорфскую систему занесло? Чем Вам щетининская школа, никитины не угодили? Почему Вас "переключило" на зарубежный опыт?
anutka, до 7 лет, на мой взгляд, можно чего взять в этой педагогике, по крайней мере из того, что предлагается сейчас, это не самый плохой вариант, а на школу, я бы не решилась.
anutka, по поводу какая педагогика для каких детей создавалась - это уже легенды) А в легендах, как мы знаем, много чьих то фантазий)
Я человек настоящего и будущего - смотрю, какие результаты разные методики дают сейчас и в будущем. Я примерно месяц каждый день ходила с ребенком в вальдорфскую группу детского сада - на привыкание. И что я могу сказать? Это офигенно!
Нет, я не считаю, что ребенок в возрасте до 7 лет получает удовольствие от непрерывного умственного напряжения. Более того, исследования показывают, что такие дети (которые начали читать с 3х лет и писать с 4х и английский с 2х) не учатся лучше других в школе и что более важно - не успешнее других людей во взрослой жизни. Маленькие вундеркинды не оправдывают себя во взрослой жизни. Многие дети, слишком рано научившиеся читать, имеют отвращение к чтению во взрослом возрасте. И т.д.
Но тема будущего семинара о другом. Об очень важном, что окружает ребенка до 7 лет весь период бодрствования - игрушки. То, на что направлено не только внимание родителей, но и светлых умов маркетологов, продавцов и инженеров - это огромная прибыльная товарная категория - понимаете, к чему я клоню? Как разобраться, какие игрушки полезны? Какие бесполезны? И какие вредны? И почему? Умеет ли ребенок играть? Или только тыкать на кнопки планшета, чтобы мозк тренировать? Об этом семинар.
по поводу какая педагогика для каких детей создавалась - это уже легенды) А в легендах, как мы знаем, много чьих то фантазий)
Позвольте....это не легенда и домыслы, как вы это расцениваете, это-ЦЕЛЬ. В соответствии с поставленной целью выбираются методы для её достижения. И какие бы эти методы не были бы "офигенными", их задача достижение поставленной цели.
ЦитатаFoosa ()
от непрерывного умственного напряжения.
Вообще то речь то шла о другом. Об УДОВОЛЬСТВИИ от умственного напряжения, о ПРИВЫЧКЕ умственной работы и потребности в ней.
Кроме того, у меня есть возможность реального наблюдения за детьми, очень разными детьми. Я не опираюсь на чьё-то мнение и исследование.Я доверяю своим глазам, что вижу и слышу. И могу со всей ответственностью сказать. что дети из вальдорфской системы ОТЛИЧАЮТСЯ, и не в лучшую сторону, от "традиционно" воспитанных детей.
И всё таки: почему зарубежная система? Как она вписывается в то, всё русское и православное?