Вот у меня такой вопрос к общественности, кто-нибудь что-нибудь слышал у нас в регионе по поводу семейного образования?
Семейное образование - это не дистанционное образование, и не домашнее образование, когда приходят школьные учителя. Это когда ты сам(скорее- с приглашенными специалистами) ребенка учишь, а в закрепленной школе он сдает только аттестацию (контрольные и тп).
большой копипаст
Учиться дома можно не только вынужденно (по состоянию здоровья), но и по собственному желанию (по желанию родителей). Форма, когда ребенок обучается на дому по собственному желанию (по желанию родителей), называется семейным образованием. При семейном образовании все знания ребенок получает дома от родителей, приглашенных педагогов или самостоятельно, а в школу приходит лишь для прохождения итоговой аттестации.
Вот несколько основных причин, когда целесообразнее не заставлять ребенка ежедневно ходить в школу, а перевести его на домашнее обучение:
Ребенок значительно опережает сверстников по умственному развитию. Часто можно наблюдать картину, когда ребенок раньше сверстников изучил всю программу и ему неинтересно сидеть на уроках. Малыш крутится, мешает одноклассникам и в результате может потерять всякий интерес к учебе. Можно, конечно, "перепрыгнуть" через год (а иногда и через несколько лет) и учиться с более старшими ребятами. Но в этом случае ребенок будет отставать от одноклассников по физическому, психическому и социальному развитию.
Ребенок имеет серьезные увлечения (профессионально занимается спортом, музыкой и т.д.). Совмещать школу с профессиональным спортом (музыкой) довольно сложно.
Работа родителей связанна с постоянными переездами из одного места в другое. Когда ребенку приходится каждый год, а иногда и по несколько раз в году переходить из одной школы в другую, это очень травмирует малыша. Во-первых, могут возникнуть трудности с успеваемостью. А во-вторых, ребенку психологически трудно каждый раз привыкать к новым учителям, новым друзьям и новой обстановке.
Родители не хотят отдавать ребенка в общеобразовательную школу по идеологическим или религиозным соображениям.
Технология процесса
Для оформления надомного обучения по собственному желанию, родителям необходимо написать соответствующее заявление в департамент образования. Для рассмотрения этого заявления, как правило, формируется комиссия, в состав которой входят представители департамента образования, школы, к которой прикрепляется ребенок, родители (или лица их заменяющие) и другие заинтересованные лица (тренеры или педагоги ребенка). Иногда на заседание комиссии приглашают и самого ребенка. Если комиссия признает целесообразность обучения данного ребенка на дому, издается приказ о прикреплении его к конкретному учебному заведению, где ребенок будет проходить итоговые аттестации.
Можно пойти другим путем и написать заявление непосредственно на имя директора образовательного учреждения, ближайшего к месту жительства ребенка. Но в связи с тем, что семейное образование пока не особо распространено в нашей стране, директора школ редко берут на себя ответственность принимать решение. Как правило, они направляют заявление родителей в департамент образования. В образовательном учреждении, к которому прикрепили ребенка, издается приказ с указанием обязательной программы, соответствующей возрасту ребенка, а так же сроки прохождения итоговой и промежуточной аттестации.
Затем между школой и родителями ребенка заключается договор, в котором прописываются все права и обязанности обеих сторон (администрации школы, родителей и самого обучающегося). В договоре подробно должно быть описано, какая роль отводится в обучении ребенка школе, какая - семье; когда и сколько раз будут проводиться, аттестации, а также на каких лабораторных и практических занятиях ребенок обязательно должен присутствовать.
При оформлении надомного обучения по собственному желанию преподаватели из школы, к которой прикреплен ребенок, не обязаны приходить к нему домой. В этом случае ребенок должен самостоятельно, с помощью родителей проходить установленную программу. Хотя иногда родители договариваются с преподавателями за определенную плату о дополнительных уроках. Но этот вопрос решается исключительно по личной договоренности.
Для итоговой аттестации ребенок должен в установленные дни приходить в школу, к которой он прикреплен. В зависимости от обстоятельств и возраста ребенка его могут обязать проходить итоговую и промежуточную аттестацию одновременно со сверстниками. В этом случае ребенок должен приходить в школу только в дни итоговых контрольных и тестирований. Но для ребенка и для родителей более удобен вариант, когда назначается индивидуальный график итоговой и промежуточной аттестации.
Законная поддержка
Право родителей самим дать ребенку общее начальное, основное общее и среднее полное образование в семье гарантировано пунктом 3 ст.52 Закона РФ "Об образовании" и пунктом 2 "Положения о получении образования в семье". Вот основные положения этого закона:
Перейти на семейную форму образования можно на любой ступени общего образования по заявлению родителей. И на любом этапе обучения, по решению родителей, ребенок может продолжить образование в школе (п. 2.2 "Положения"). В заявлении родителей в общеобразовательное учреждение (школу, лицей, гимназию) необходимо указать выбор семейной формы получения образования и причину, по которой принимается такое решение. В приказе о переводе ребенка это также отмечается.
Между школой и родителями заключается договор по организации семейного образования (п. 2.3 "Положения"). Главное в договоре - порядок, объем и сроки проведения промежуточной аттестации. Общеобразовательное учреждение в соответствии с договором (п. 2.3 "Положения") предоставляет учебники, программы учебных курсов и другую литературу, имеющуюся в школьной библиотеке; методическую, оказывает консультативную помощь и осуществляет промежуточную аттестацию.
Общеобразовательное учреждение вправе расторгнуть договор при условии не усвоения учащимся учебных программ, которое может быть выявлено во время промежуточной аттестации. Перевод в последующий класс производится по результатам промежуточной аттестации (п. 3.2 "Положения").
Родители вправе сами обучать ребенка, или самостоятельно пригласить преподавателя, или обратиться за помощью в общеобразовательное учреждение (п. 2.4 "Положения"). Родителям, выбравшим семейную форму получения образования несовершеннолетнего ребенка, выплачиваются дополнительные денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка в государственной, муниципальной общеобразовательной школе (п.8 ст.40 Закона РФ "Об образовании"). В настоящее время эта сумма составляет около 500 рублей в месяц, хотя в некоторых регионах она несколько выше за счет компенсаций местной администрации.
Кто-нибудь что-нибудь слышал об этом "звере"?
Есть форум http://www.familyeducation.ru/ Москвы-то полно, и судя по всему лишь в Муроме есть адепты. Но может кто-нибудь еще что-нибудь знает по этому поводу.
ЦитатаЭльза ()
Список школ, к которым можно прикрепиться для сдачи аттестации
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ
Статья 17. Формы получения образования и формы обучения
1. В Российской Федерации образование может быть получено: 1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; 2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования). 2. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. 3. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. 4. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения. 5. Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования
3. Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе.
По ФЗ в уставе каждой школы должны быть прописаны ВСЕ формы получения образования. Но механизм сдачи аттестаций не прописан, в итоге администрации разных школ осуществляют (или не осуществляют) это на свое усмотрение. Прошу обратить внимание, что прохождение промежуточной аттестации -это право, а не обязанность. Итоговая же аттестация это ОГЭ и ЕГЭ. На данный момент ВПР в 4 классе к итоговой аттестации не относится- пока это проверка школ, а не учащихся. Что будет дальше пока не известно.
Моя сестра училась с 8 класса в школе, где были только основные предметы - к кому-то из учителей она ходила в школу, кто-то приходил домой, кто-то занимался индивидуально, кто-то в группе. Никакой физры и т.п. Школа была бесплатная. Надо сказать, что там её заинтересовали учебой, чего не скажешь о 8 просиженных годах в той же гимназии, которую закончила я и довольно неплохо.
Очень странно что Лёля написала о дополнительной подготовке к ГИА. Моя мама учитель, и я точно знаю, что она готовит детей к экзаменам на уроке. Действительно зачем вообще ходить в школу, если она даже к экзаменам подготовить не может.
А откуда, простите, ребенок знает, что ему дается, а что нет? Если физика не дается, значит репетитора наняли неподходящего и он не смог заинтересовать ребенка. Лёля, я как мама двух школьниц понимаю тебя и твое отношение к школе. Но я хочу тебе по секрету сказать, что школа у вас... как бы это помягче сказать... ну не очень хороша. Я сама там училась в среднем звене, и ушла оттуда в старших классах именно для того, чтобы не нанимать репетиторов перед поступлением в ВУЗ (у родителей все равно денег на репетиторов не было). Перед тем как отдать старшую дочь в первый класс, я и в вашу школу ходила на собрание (рядом с домом же) и поняла ,что с моих школьных времен ничего не изменилось. Есть там конечно пара учителей хороших... Но этого недостаточно, чтобы я отдала туда ребенка. Так и ходим каждое утро в даль дальнюю. Учить детей дома - я как-то даже не рассматривала такой вариант. И дети действительно разные все. И ещё очень важно определиться, какую конкретную цель родители ставят для себя и для ребенка, до какого возраста собираются изолировать своего ребенка от больших коллективов. Мне кажется в подростковом возрасте влиться в коллектив гораздо сложнее, чем в 6-7-8 лет. Часто экстерном учатся дети-спортсмены, которые постоянно на соревнованиях. Есть музыканты, "подающие большие надежды". И у тех и у других есть фанатичные родители, которые не спрашивают у детей, что они хотят.
Тема - из разряда "рожаем дома" Мне, например, знания не так важны как социализация, конкуренция, умение "выжить"(увы, так) и выстоять в современном мире) А если среди этих пяти человек попадутся "слабенькие" дети (неотличники-хорошисты), с кем будет конкурировать ваш ребенок?
А откуда, простите, ребенок знает, что ему дается, а что нет
предположим ребенок в 10-11 лет человек, и может понять, что у него получается, а что нет, что ему нравится, от чего тошнит меня например как воротило от физики с 7 класса, так и не изменилось ничего, несмотря на 2 школы, 4 учителей, подготовительные курсы и итд и если бы мне дали возможность не заниматься ей, я была бы счастлива и могла бы больше времени уделить любимому рисованию
О семейном образовании. Для тех форумчан, кто уверен, что для развития личности обязательно необходим коллектив из 25-30 человек есть темы болталки про школу и детский сад.
Социализация обсуждалась на форуме один миллиард раз. Оставим. Четыре сыночка и лапочка дочка
точно! думаю, что оно мне напоминает подумалось... если бы, когда я была маленькая, мои родители оставили меня на ДомОбуч да еще и с выбором "что ребенку удается", то только читала и рисовала бы, ну еще труды форева смотрю на своего детеныша - она вообще только рисовала, пела, скакала бы как конь на физзанятиях и может считала иногда (математика у нее идет нормально). усЁ. правда про физику и химию моего ребенка пока рано говорить... их еще нет - мелкая... но всеж я за советское обучение. но про альтернативу читать интересно
Мне, например, знания не так важны как социализация, конкуренция, умение "выжить"(увы, так) и выстоять в современном мире
в нашем современном мире, где мечта 90% населения мечтает работать дома, а общение происходит в основном интернете? да никому нафик уже не нужна социализация предположим мой ребенок, не пошел в садик-не социализировался, не пошел в школу-не социализировался, закончил институт заочно, и а работает на удаленке, или вон в декрет на 5 лет, и общается на детках, и социализируется в песочнице с другими мамочками
Ооооо, хорошая темка! ))))) +1!!! И Маша ходила и Егорка сейчас ходит на подготовку к школе к замечательной женщине! Вот таким я представляю себе учителя. Особенно для начальной школы. Это, видимо, просто свойство натуры - дар учительский. За один час столько дать детям! И они жадно берут. И не только знания, но и отношение к себе - внимательное, уважительное.... А в школе пол-урока выясняют почему "Петров" вертится, где "Иванов" голову забыл, и т.д. и т.п. Несогласная, очень нравится такой подход ))) Только тоже не уверенна в своей компетенции и нервах )))
Цитата (Эльза)
но блин, общалась я с человеком, закончившим персональную школу с тремя человеками в классе. Чистый, незамутненный эгоизм и "мневседолжны"
Зачем ребенку хорошие знания по физике и химии? Только чтоб поступить в институт? А в ин -те что??? То же бесолезное просиживание штанов, извините..
Можно тогда вообще не учиться - штаны целее будут. Несогласная, я тоже физику не очень, хоть и физ-мат закончила. Но всё же любовь к предмету прививает учитель. Иначе как объяснить, что в одной школе дети сплошь математики физики, в другой по химии олимпиады выигрывают из года в год? Уж не Боженька ли так детей награждает способностями по месту жительства?
ну остальное дало возможность получить вышку, когда неожиданно захотелось (поступила через 5 лет после окончания школы). ребенок не знает, что будет делать через несколько лет. но ПОЛНОЕ образование оставит ему выбор. выбрав в детстве и обучившись только тому, что нравится: останется с этим пожизненно. хотя - есть шанс изучить физику-химию на пенсии. но не факт, что не станет лень
Цитата (Несогласная)
и чем ты занимаешься теперь? ребенком и рукоделием? а остальное? просто чтобы было?
мой же выбор стал таким после 30 лет (сижу и занимаюсь) до этого всеже попробовала многое
Сообщение отредактировал ЮлияВ - Вторник, 08.10.2013, 17:43
Можно тогда вообще не учиться - штаны целее будут.
а вот это как ни странно, самая здравая мысль зачем забивать голову тоннами бесполезной информации, когда можно его научить искать и обрабатывать необходимую информацию
Цитата (Финдус)
Несогласная, я тоже физику не очень, хоть и физ-мат закончила. Но всё же любовь к предмету прививает учитель. Иначе как объяснить, что в одной школе дети сплошь математики физики, в другой по химии олимпиады выигрывают из года в год? Уж не Боженька ли так детей награждает способностями по месту жительства?
ну вообще в мое время так получалось когда в профильные классы набирали по результатам тестирования. Да личность учителя влияет на отношение к предмету, но у человека всегда есть склонность к чему-либо
Мне бы не хотелось думать, что тяга к знаниям вообще, и обучение в частности, заканчивается получением аттестата. Или даже диплома. Четыре сыночка и лапочка дочка
Мне бы не хотелось думать, что тяга к знаниям вообще, и обучение в частности, заканчивается получением аттестата. Или даже диплома.
да без проблем конечно можно без аттестатов учиться, получать знания но дети - это иногда такие обезьянки, что дай им волю - вообще ничего делать не будут так что нефиг им слишком много свободы давать
а теперь давайте представим, что через 5-10 лет у нас будет платное высшие образование, и никакие экзамены сдавать не надо будет уменьшится ли для вас ценность школьного образования
llamarada, хочу ещё спросить по теме. Ты как сама рассматриваешь семейное обучение? Это только занятия с репетитором, или часть предметов сама хочешь ребенку преподавать?
Ну, без мотивации как-то совсем грустно Да, на учебе - это пятерочки за выполненные задания (читай - полученные знания), стипендия На работе за хорошую работу (а хорошая работа подразумевает повышение квалификации, развитие навыков) - повышение з/п, должности... А "просто так" учиться - это как-то непонятно....
Аняяяяя, прости за флууууууд
Сообщение отредактировал Шалость_Удалась - Вторник, 08.10.2013, 17:51
правильно! нефиг кому попало в институты идти. денег нет - ай-да коров пасти. школа тогда и не нужна - вариантов все равно нет, если денег нет. ты это имеешь в виду? зы: стёб. альтернативы школе пока нет. в нашем городе.
Сообщение отредактировал ЮлияВ - Вторник, 08.10.2013, 17:53
Финдус, посмотрим правде в глаза, чтобы изучать гуманитарные предметы- география, история, даже биолгоия- выдающиеся данные не нужны, достаточно учебника вот физика, химия, иностранный-тут сложнее
правильно! нефиг кому попало в институты идти. денег нет - ай-да коров пасти. школа тогда и не нужна - альтернативы все равно нет, если денег нет. ты это имеешь в виду?
нет просто сейчас основной аргумент за школу (кроме социализации) - для поступления нужен аттестат государственного образца и нужно сдать экзамены а если этого нет, будет ли школа ценна сама по себе?
Сообщение отредактировал Несогласная - Вторник, 08.10.2013, 17:58
посмотрим правде в глаза, чтобы изучать гуманитарные предметы- география, история, даже биолгоия- выдающиеся данные не нужны, достаточно учебника вот физика, химия, иностранный-тут сложнее
это какая же у ребенка усидчивость должна быть... чтоб без посторонней помощи-подсказки-разъяснения сидеть и изучать предмет... у меня Муська даже под моим присмотром во время выполнения ДЗ постоянно, как Маша в мультике, "трубу находит"
Сообщение отредактировал ЮлияВ - Вторник, 08.10.2013, 17:58
чтобы изучать гуманитарные предметы- география, история, даже биолгоия- выдающиеся данные не нужны, достаточно учебника
Эти предметы уже из среднего звена. И наверное учебника достаточно, если ребенок уже научен учиться. Если с репетитором, то конечно проще простого: любой каприз за ваши деньги. Но если самой каждый урок ребенку преподавать - я бы чокнулась точно. Начальную школу, думаю потянет каждый родитель, и то тяжело бывает. У нас были периоды, когда дочь долго болела, и я это "семейное обучение" как раз и практиковала. Тяжело.
Шалость_Удалась, мне кажется - все придумано до нас и вопрос с мотивацией тоже как-то решается. Именно поэтому тему и завела, хочется по изучать чужой опыт по факту. Финдус, я еще пока никак не рассматриваю, но сразу скажу, что я никакой преподаватель. И считаю что каждый должен заниматься тем, что у него получается. Четыре сыночка и лапочка дочка
это какая же у ребенка усидчивость должна быть... чтоб без посторонней помощи-подсказки-разъяснения сидеть и изучать предмет.
почему без подсказки? с родителем, в начальных классах особенно я имела в виду, что если у родителей есть учебник по географии, то вместе они его осилят) вообще как я вижу одну из основных сложностей данного мероприятия- это то что один из родителей должен посвятить большую часть своего времени ребенку, не все это могут/хотят
Но если самой каждый урок ребенку преподавать - я бы чокнулась точно
о да....
Цитата (Финдус)
Начальную школу, думаю потянет каждый родитель, и то тяжело бывает. У нас были периоды, когда дочь долго болела, и я это "семейное обучение" как раз и практиковала.
и не говори... детских болезней теперь с первого класса боюсь
llamarada, тогда самое важное найти ребенку таких учителей, которые подойдут именно ему по темпераменту, по складу характера. Выбор программы, по которой учиться опять же. Учебники... И я так понимаю, что семейное обучение - это отнюдь не свобода. Экстерном всё равно придется сдавать те же тесты, зачеты, экзамены. И во многом обучение будет ориентировано именно на то, чтобы удачно всё это безобразие сдать.
почему без подсказки? с родителем, в начальных классах особенно
ну вот я сейчас в начальных классах... новая программа мной пока еще не совсем осознана периодически приходится НАПРОЧЬ забывать как нас учили, и смотреть на задачу другими глазами - это довольно сложно.... чтобы обучать своего ребенка в нач-классах - лучше всеж перед этим начфак закончить (с новыми школьными программами и задачами).....
один из родителей должен посвятить большую часть своего времени ребенку
Несогласная, я как раз тот родитель, который занимается всеми учебными вопросами детей. Поэтому скажу - бери больше - всю себя надо отдать ребенку, чтобы успешно учить самой дома.
повторюсь, я знаю много семей на домашнем обучении, без репетиторов но там один родитель как минимум не работает, или работает не на полный рабочий день
Финдус, ну безусловно. Есть программа, нужно ей соответствовать. Просто сам процесс можно сделать для ребенка глубже, качественней и интереснее. В этом суть. Это далеко не простой путь для родителя, определенно. Трудо- и финансово затратный. Просто результат может быть гораздо достойнее чем то, что предлагает сейчас сфера образования. Четыре сыночка и лапочка дочка
Просто сам процесс можно сделать для ребенка глубже, качественней и интереснее.
Вот эта идея мне тоже очень симпатична. Но что-то мне подсказывает, что глубже и качественней будет индивидуальное обучение, а интереснее ребенку будет именно в школе.